logo
Лекции Теория автомобиля

10.5. Силы инерции при криволинейном движении

Боковая (поперечная) составляющая силы инерции может рассматриваться в виде суммы 3-х слагаемых: центробежной силы инерции (Pjу1), силы инерции, возникающей в результате поворота управляемых колес и изменения углов увода (Pjу2), тангенциальной силы инерции, и присутствующей только при изменении скорости движения автомобиля (Pjу3).

P = Pjу1 + Pjу2 + Pjу3. (229)

Величины этих составляющих находят по формулам:

Pjу1 = MaVa2/R; (230)

Pjу2 = MаVа[b( - 1) – a2]/L; (231)

Pjу3 = jаMа[b( - 1) – a2]. (232)

Наглядное представление об изменении указанных сил в процессе поворота автомобиля дают графики на рис. 59, где фазы движения: 1 - вход в поворот; 2 - поворачивание: 3 - выход из поворота.

Рис. 59. Изменение составляющих поперечной силы инерции в процессе поворота автомобиля с жесткими шинами

Как показывают расчеты, основную долю поперечной силы инерции составляет Pjу1. Ее величина может достигать 90%. Вторая составляющая (Pjу2) имеет существенное значение только при резких поворотах управляемых колес, а третья - при резких торможе­ниях и разгонах. Поэтому в большинстве случаев можно ограничиться только первой составляющей и пренебречь другими слагаемыми.