7.5. Основные фазы процесса торможения
Процесс торможения во времени состоит из несколько основных фаз, в течение которых определенным образом изменяется скорость движения автомобиля и величина его замедления. Наглядное представление о характере изменений указанных величин при торможении дает так называемая тормозная диаграмма, которая впервые была предложена проф. Н. А. Бухариным (рис. 37) для простейшего случая торможения (однократное нажатие и отпускание педали тормоза) /2/.
Рис. 37. Параметры торможения автомобиля
Время от момента, когда замечена опасность, до начала торможения называют временем реакции водителя (рв). В зависимости от индивидальных качеств, квалификации водителя, степени его утомляемости и т. п. рв может изменяться в пределах 0,2 - 0,15 с.
Период времени от начала торможения до момента появления тормозной силы называется временем запаздывания (з). Время запаздывания зависит от типа тормозного привода и тормозных механизмов, а также от технического состояния тормозной системы. Для тормозных систем с исправным гидравлическим приводом и барабанными тормозами з = 0,10 - 0,20 с., при использовании дисковых тормозов з = 0,05 – 0,07 с., у систем с исправным пневматическим приводом и барабанными тормозами время запаздывания составляет около 0,30 - 0,40 с. Увеличение зазоров между фрикционными элементами в тормозных механизмах, попадание воздуха в гидропривод, утечка воздуха из пневмопривода и другие неисправности приводят к увеличению времени.
Время от момента появления замедления до момента времени, когда прекращается его рост, называют временем нарастания замедления (н). У АТС с гидроприводом тормозов время нарастания замедления составляет 0.2 - 0.4 с., у АТС с пневмоприводом 0,4 - 0.6 с. Однако величина н в зависимости от типа привода, режима нажатия на педаль, технического состояния тормозной системы и других факторов может изменяться. При экстренном торможении время нарастания замедления снижается с уменьшением массы АТС и коэффициента сцепления. Возрастанию н способствует появление различных неисправностей, а также попадание влаги или масла на фрикционные элементы тормозных механизмов. В фазе нарастания замедления происходит некоторое снижение скорости от Vo до Vд.
Время протекания первой и второй фаз торможения называется временем срабатывания тормозной системы (ср = з + н).
Продолжительность третьей фазы торможения, в течение которой величина замедления остается относительно стабильной, называется временем установившегося замедления (торможения). Время установившегося замедления (н) зависит от начальной и конечной скорости торможения, а также величины установившегося замедления.
Продолжительность четвертой фазы торможения называют временем растормаживания (р ). В этот период происходит падение тормозной силы и замедления, и завершается сам процесс торможения. За время растормаживания скорость движения автомобиля понижается отVк* до Vк. Скорость автомобиля в момент окончания торможения (Vк) называется конечной скоростью торможения.
Период времени от начала до конца торможения называется временем торможения (Тт). Его величина складывается из времени соответствующих фаз торможения:
Тт = з + н + у + р. (148)
Время, отсчитываемое с момента поступления к водителю сигнала об опасной дорожной ситуации до момента остановки автотранспортного средства, называется остановочным временем.
То = рв + Тт = рв + ср + у + р. (149)
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля