logo
Лекции Теория автомобиля

12.1. Основные виды устойчивости автомобиля

Устойчивость - это способность автомобиля сохранять заданное направление движения и ориентацию в пространстве при действии различных возмущающих сил.

Устойчивость классифицируют по разным признакам:

1. По изменяемым параметрам различают два вида устойчивости: траекторную и курсовую.

Траекторная устойчивость - это способность автомобиля сохранять заданное направление движения своего центра тяжести. При прочих равных условиях, чем больше траекторное отклонение, тем ниже траекторная устойчивость.

Курсовая устойчивость - это способность автомобиля сохранять ориентацию своей продольной оси относительно заданного направления движения. Чем больше курсовой угол, тем ниже курсовая устойчивость автомобиля.

2. По направлению действия возмущающих сил, стремящихся нарушить движение автомобиля, различают поперечную (боковую) и продольную устойчивость.

Поперечная устойчивость - это способность автомобиля противостоять действию боковых возмущающих сил без бокового скольжения и опрокидывания.

Продольная устойчивость - это способность автомобиля противостоять продольным возмущающим силам без отрыва передних или задних колес от полотна дороги.

Признаками потери (нарушения) устойчивости служат:

а) траекторной - отклонение вектора скорости движения центра масс от заданного направления движения;

б) курсовой - отклонение продольной оси автомобиля относительно заданного направления движения;

в) поперечной - боковое скольжение колес переднего и (или) заднего моста, либо отрыв левых или правых колес от полотна дороги;

г) продольной - отрыв передних или задних колес от опорной поверхности.