12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
Одно из главных последствий потери поперечной устойчивости автомобиля состоит в боковом скольжении колес. Причиной перехода колес в боковое скольжение является достижение поперечных реакций предела по сцеплению:
Rуiмах = , (281)
где i = Rxi/Rzi - коэффициент продольных реакций на передних или
задних колесах.
Значения поперечных реакций опорной поверхности на передние и задние колеса определяются формулами:
Rу1 ; (282)
Rу2 . (283)
Из формул следует, что при прохождении поворота со скоростями, меньшими Vкрi, движение носит устойчивый характер. При Va = Vкрi поперечная реакция Rуi достигает предела, и i-я ось автомобиля переходит в критическое состояние, т.е. находится на грани потери поперечной устойчивости (рис. 80).
Рис. 80. Зависимость критических скоростей от боковых реакций
Для определения значений критических скоростей движения автомобиля на повороте подставим выражение (283) и (282) в (281):
= . (284)
В результате получим следующие формулы для критических скоростей передней и задней оси:
Vкр1 = ; (285)
Vкр2 = . (286)
Таким образом, критические скорости для передних и задних колес автомобиля неодинаковы. Их значения определяются радиусом поворота, сцеплением шин с дорогой и коэффициентами продольных реакций.
При равномерном криволинейном движении заднеприводного автомобиля коэффициенты продольных реакций для передних и задних колес соответственно равны:
1 = Rx1/Rz1 = Rz1f/Rz1= f 0; (287)
2 = Rx2/Rz2 = (Мк/rд- Rz2f)/Rz2 > 0. (288)
Учитывая (287) и (288), нетрудно убедиться, что у передних колес критическая скорость движения больше, чем у задних. Это значит, что устойчивость заднеприводных автомобилей определют задние ведущие колеса. Переход задних колес в боковое скольжение приводит к значительному смещению задней части автомобиля, т.е. к возникновению так называемого заноса. При заносе вектор скорости движения середины заднего моста (Vб) отклоняется от продольной оси на некоторый угол б, а мгновенный центр поворота быстро приближается к автомобилю (рис.81,а).
а) б)
Рис. 81. Изменение радиуса поворота заднеприводных (а) и
переднприводных (б) автомобилей при боковом скольжении ведущих
колес
Ликвидировать занос можно только быстрым поворотом управляемых колес в сторону заноса, т.к. при этом возрастает мгновенный радиус поворота и снижаются боковые реакции на колесах.
У переднеприводных автомобилей при равномерном движении на повороте коэффициенты продольных реакций соответственно равны:
2 = Rx2/Rz2 = Rz2f/Rz2 = f 0; (289)
1 = Rx1/Rz1 = (Мк/rд - Rz1f)/Rz1 > 0. (290)
Из формул следует, что 1 > 2, поэтому критическая скорость задних колес выше, чем передних. Это означает, что поперечную устойчивость переднеприводных автомобилей лимитируют передние ведущие колеса. Переход передних колес в боковое скольжение вызывает уменьшение кривизны траектории движения автомобиля (рис. 81,б) и снижение боковых реакций на колесах. В результате боковое скольжение передних колес прекращается.
Таким образом, у переднеприводных автомобилей при переходе передних управляемых колес в боковое скольжение автоматически срабатывает механизм его самоликвидации, благодаря чему движение на повороте носит в целом более устойчивый характер, хотя и сопровождается частичной потерей управляемости. Частичная потеря управляемости заключается с том, что из-за бокового проскальзывания его управляемых колес радиус поворота автомобиля оказывается несколько больше того, который бы имел место при том же угле их поворота (), но при отсутствии проскальзываний. При этом уменьшить радиус поворота путем увеличения угла невозможно.
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля