logo
Лекции Теория автомобиля

12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию

Движение автомобиля на поворотах сопровождается действием на него силы инерции, поперечная составляющей которой (Pп) создает момент Моп = Pпhп, стремящийся оторвать внутренние колеса автомобиля от опорной поверхности и опрокинуть его на бок (рис. 61).Опрокидыванию автомобиля препятствует стабилизирующий момент, который создаётся силой тяжести (Gп) на плече (Н/2 - Sкр). При небольших скоростях движения опрокидывающий момент (Моп) относительно невелик, поэтому автомобиль сохраняет устойчивость. Однако при увеличении скорости движения величина опрокидывающего момента может достичь такого значения, когда отрыв колес станет возможным. В этом случае автомобиль оказывается в критическом состоянии, при котором любое увеличение опрокидывающего момента приводит к его опрокидывание на бок. Скорость, при которой автотранспортное средство оказывается в таком положении, называется критической скоростью по опрокидыванию. Поставим задачу определить указанную скорость при движении автомобиля при повороте.

При наличии крена величина стабилизирующего момента равна:

Мст = Gп(Hк/2 - Sкр) + Gн(Hк/2). (291)

Значение опрокидывающего момента Моп выражается формулой:

Моп = Мопп + Мопн = Pп hп + Pн hн. (292)

В момент отрыва внутренних колес от опорной поверхности, нормальные реакции Rz равны нулю. Учитывая это, составим уравнение критического состояния:

Gп(Hк/2 - Sкр) + Gн(Hк/2) = Pпhп + Pнhн. (293)

Значения сил Pп и Pн приближенно равны:

Рjуп  ; (294)

Рjул  . (295)

Используя (247) и (248), выразим креновое смещение подрессоренной массы (Sкр). Подставив полученную формулу, а также формулы (294) и (295) в (293), получим квадратное уравнение. Решая его, получим искомую формулу критической скорости:

Vкр = . (296)

Если крен кузова невелик (cж  ), то критическая скорость движения автомобиля на повороте по опрокидыванию будет равна:

Vкр  , (297)

где hцт - высота центра тяжести (массы) автомобиля.