logo
Лекции Теория автомобиля

6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов

В бензиновых двигателях повышение нагрузки (т.е. повышение крутящего момента) достигается открытием дроссельной заслонки, т.е. увеличением количества подаваемой топливно-воздушной смеси ведет к соответствующему увеличе­нию количества ОГ, выделяемых им в единицу времени. При этом меняется и концентрация токсичных компонентов в ОГ (рис. 30).

Рис. 30. Влияние нагрузки на токсичность ОГ бензиновых

двигателей

Как видно из рис. 30, повышенная концентрация продуктов неполного сгорания - оксида углерода и углеводородов – наблюдается при работе двигателя на холостом ходу и при малых, а также высоких нагрузках. Это объясняется переобогащением смеси (α < 1). Концентрация окислов азота наиболее высока при нагрузках в 60 - 80% от предельной, т.е. тогда, когда ДВС работает при относительно обедненных смесях (α ≈ 1).

В дизельных двигателях повышение крутящего момента достигается за счет увеличения подачи топлива практически при неизменном количестве засасываемого воздуха.

.

Рис. 31. Влияние нагрузки на токсичность ОГ дизельных двигателей

Как видно из рис. 31, по мере возрастания нагрузки содержание оснoвных вредных компонентов ОГ (NOx, SO2) возрастает. Кроме того, в ОГ дизельных двигателей с увеличением нагрузки возрастает содержание и сажи. При этом особенно большой выброс происходит при разгонах автомобиля и движении на подъёмах.