Р ис. 22. Характеристика ускорений
Каждая из них указывает на оптимальную скорость, при которой следует производить переключение, чтобы обеспечить максимальную интенсивность разгона. При этом несвоевременное переключение передачи, т.е. переход при меньшей либо большей скорости ведет к тому, что среднее ускорение оказывается меньше, чем при оптимальном режиме переключения, в результате чего время разгона до заданной скорости возрастает. В общем случае оптимальным для переключения передачи является такой момент времени, при котором дальнейшее приращение скорости автомобиля на данной передаче становится невыгодным, либо просто невозможным. Последнее соответствует достижению автомобилем максимальной скорости на данной передаче, обусловленной приближением частоты вращения коленчатого вала двигателя к установленному верхнему пределу (nеmax):
Vmax = nеmax. (91)
Время и путь разгона.
Время и путь разгона автомобиля можно определить графоаналитическим способом. С этой целью кривую ускорений разбивают на интервалы, а движения автомобиля на прямой передаче, и считают, что в каждом интервале скоростей автомобиль разгоняется с постоянным ускорением jср. Его величину определяют по формуле:
jср = 0,5(j1 + j2), (92)
где j1 и j2 - ускорения соответственно в начале и в конце интервала
скоростей, м/с2.
Для повышения точности расчета интервал скоростей берут равным 0,5—1 м/с на первой передаче, 1 - 3 м/с - на промежуточных и 3 - 4 м/с - на высшей.
При изменении скорости от V1 до V2 среднее ускорение:
j'ср= (V2 - V1)/1 = 1. (93)
Следовательно, время разгона в том же интервале скоростей
1 = V1/j'ср. (94)
Время разгона в интервале скоростей от V2 до V3:
2 = V2/j"ср. (95)
Общее время разгона от минимально устойчивой скорости Vmin до конечной:
=1+2 + ….+ n. (96)
По значениям , определенным для различных скоростей, строят кривую времени разгона, начиная ее со скорости Vmin, для которой = 0 (рис. 23). Для скорости V2 откладывают значение 1 для скорости V3 -значение (1+2) н т. д. Полученные точки соединяют. Для определения максимальной интенсивности разгона в расчет вводят максимально возможные при данной скорости ускорения. Поэтому, например, время разгона автомобиля с четырехступенчатой коробкой передач (см. рис. 21.) определяют в такой последовательности: от скорости Vmin до скорости V'1 по кривой j1 (участок аb), от скорости V'1 до скорости V'2 по кривой j2, (участок bс) и т.д.. При скоростях V'1, V'2 целесообразно переключать передачи.
Р ис. 23. Графики времени и пути S разгона
Время переключения передач п зависит от квалификации водителя, конструкции коробки передач и типа двигателя (табл. 4.).
Таблица 4
Время переключения передач, с
Коробка передач | Двигатель | |
карбюраторный | Дизельный | |
Ступенчатая без синхронизатора | 1,3—1,5 | 3—4 |
Ступенчатая с синхронизатором | 0,2—0,5 | 1,0—1,5 |
Полуавтоматическая | 0,05—0,1 | 0,5—0,8 |
При расчете пути S разгона условно считают, что в каждом интервале скоростей автомобиль движется равномерно со средней скоростью Vср = 0,5 (V1 + V2) Приращение пути (в м) в каждом из интервалов скоростей:
S = Vср = VсрV/jср. (97)
Складывая полученные значения S, строят суммарную кривую S, начиная с той же скорости, с которой строили кривую . Путь Sп (в м), пройденный автомобилем за время переключения передач, определяют по формуле:
Sп = Vпп. (98)
где Vп - средняя скорость автомобиля за время переключения передач, м/с.
Связь между временем и путем разгона наглядно иллюстрирует график интенсивности разгона (рис. 24). Для построения этого графика в координатах - S наносят сначала значения времени 1 и пути S1, соответствующие разгону автомобиля от скорости V1 до скорости V2, затем значения 1 + 2 и S1 + S2 для интервала скоростей V1 + V2 и т.д.. После этого полученные точки соединяют плавной кривой.
Рис. 24. График разгона автомобиля с переключением передач
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля