11.1. Поворачиваемость автомобиля
Управляемость - это эксплуатационное свойство автомобиля подчиняться управляющим воздействиям водителя, т.е. изменять кинематические параметры своего движения в соответствии с задаваемым водителем режимом поворота рулевого колеса.
При нейтральной поворачиваемости приложение в центре тяжести боковой возмущающей силы возникает боковое смещение автомобиля, но при этом он способен сохранять прямолинейность своего движения (рис. 62,а).
а б
Рис. 62. Поведение АТС при нейтральной поворачиваемости
Для сохранения прямолинейного движения, водитель должен так расположить автомобиль на дороге, чтобы продольная ось последнего составляла с осевой линией дороги угол, равный 1 = 2 (рис. 62,б).
При недостаточной поворачиваемости автомобиль обладает повышенной способностью противостоять действию боковых возмущающих сил. Это обусловлено особенностями его реакции на боковые возмущающие силы, в результате которых каждый раз возникает противодействие возмущающим факторам.
При криволинейном движении автомобиля реакцией на возрастание суммарного поперечного усилия (вследствие приложения боковой возмущающей силы либо повышения скорости) является увеличение радиуса поворота. Возрастание R, в свою очередь, приводит к снижению поперечной составляющей силы инерции, в результате чего суммарное боковое усилие понижается. Поэтому криволинейное движение автомобиля с недостаточной поворачиваемостью носит относительно устойчивый характер. Устойчиво и прямолинейное движение автомобиля. Механизм противодействия возмущающим силам здесь таков. При приложении боковой возмущающей силы 1 > 2, и мгновенный центр поворота автомобиля оказывается на стороне, противоположной той, откуда действует боковая возмущающая сила (рис. 63).
Рис. 63. Поведение АТС при недостаточной поворачиваемости
Вследствие этого поперечная составляющая силы инерции уравновешивает боковую возмущающую силу, благодаря чему кривизна траектории снижается. Поэтому движение относительно устойчиво, и автомобиль не склонен к заносам или опрокидываниям.
Как отмечалось выше, при избыточной поворачиваемости радиус поворота автомобиля при движении с большой скоростью становится меньше, чем при малой. С одной стороны, это облегчает управление автомобилем, т.к. требует меньшего поворота управляемых колес. Однако уменьшение R, с другой стороны, способствует снижению устойчивости движения, т.к. приводит к возрастанию поперечной составляющей силы инерции, в результате которого возможно боковое скольжение или занос. Неустойчиво и прямолинейное движение такого автомобиля, т.к. при действии боковой возмущающей силы прямолинейное движение переходит в криволинейное таким образом, что угол увода заднего моста оказывается больше, чем переднего. В результате искривления траектории движения мгновенный центр поворота располагается на той же стороне, откуда действует возмущающая сила (рис. 64). Появление поперечной составляющей силы инерции, направленной в ту же сторону, что и возмущающая, приводит к прогрессивному нарастанию кривизны траектории и росту самой силы инерции. В результате возникает опасность опрокидывания или заноса.
Рис. 64. Поведение АТС при избыточной поворачиваемости
Однако следует иметь в виду, что на поворачиваемость автомобиля оказывает влияние и другие факторы, используя которые можно изменить тип поворачиваемости. К таким факторам относятся, прежде всего, давление воздуха в шинах и тип шин, которые определяют коэффициент сопротивления уводу. Так, за счет увеличения давления воздуха в шинах задних колес и снижения в передних можно добиться перехода от избыточной к недостаточной поворачиваемости. В некоторых случаях такого же изменения можно достичь, используя на передних колесах диагональные шины, а на задних радиальные. Существенное влияние на поворачиваемость может оказывать и перераспределение в процессе поворота нормальных реакций на колесах, изменение положения управляемых колес вследствие крена кузова и некоторые другие факторы.
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля