logo
Лекции Теория автомобиля

7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления

При таком режиме торможения продольные усилия, прикладываемые к колесам со стороны опорной поверхности, не достигают своих предельных значений (Rxi < Rxiмах) Применительно к данному случаю уравнение торможения (137) можно преобразовать, учитывая установленную ранее взаимосвязь касательных реакций и моментов, действующих на колесах (см. формулу 11).

При торможении величина суммарного момента, подводимого к ведущим колесам момента автомобиля (Мк2), в общем случае складывается из следующих приведенных к ним моментов:

- сопротивления двигателя (Мд), вспомогательных механизмов автомобиля (Мо) и трансмиссии (Мтр);

- индикаторного момента двигателя (Мi);

- момента инерции, создаваемого инерционными массами двигателя, вспомогательного оборудования и трансмиссии (Мe2);

- тормозных моментов, создаваемых колесными тормозными механизмами (Мтор2).

К ведомым колесам автомобиля подводятся только тормозные моменты (Mтор1).

Таким образом, при торможении к ведущим и ведомым колесам автомобиля подводятся следующие тормозные моменты:

Мк2 = (Мд + Mо - Мi) iтр + Мтор2 - Мe2, (138)

Мк1 = Мтор1. (139)

Подставляя (138) и (139) в формулу (11) продольной реакции (Rх2), в конечном счете получим следующее уравнение торможения:

jз = [Ртд + Ртр + Ртор + Рy + Pw]/Мad, (140)

где Ртд - тормозная сила двигателя;

Ртор - тормозная сила колесных тормозов.

Тормозная сила двигателя рассчитывается по формуле:

Ртд = Рд + Po – Pi. (141)

Величину тормозной силы колесных тормозов можно определить в виде суммы тормозных сил всех колес или отношения суммы тормозных моментов, действующих на передних и задних колесах автомобиля к величине динамического радиуса:

Pтор = = Ртор1 + Ртор2. (142)

Значение тормозной силы, создаваемой колесными тормозными механизмами, регулируется водителем путем изменения величины давления жидкости (или воздуха) в тормозном приводе. Изменяя усилие на педаль тормоза и регулируя тем самым значение Ртор водитель придает автомобилю необходимое замедление.

При торможении возможно три случая использования искусственных сил:

Торможение тормозными механизмами (тормозной системой)

При таком торможении двигатель отключается от трансмиссии с помощью сцепления (Ртд = 0), а величина замедления определяется в основном значением суммарной тормозной силой, развиваемой тормозными механизмами (Ртор  0);

Торможение двигателем (Ртд  0, Ртор = 0). Используется только тогда, когда не требуется интенсивное снижение скорости движения. Величину тормозной силы, создаваемой двигателем в этом режиме, можно определить по полуэмпирической формуле:

Ртд = 103 , (143)

где р0, p1 - эмпирические коэффициенты.

Как видно из формулы (143) величина тормозной силы двигателя тем выше, чем больше передаточное отношение трансмиссии. Поэтому торможение двигателем наиболее эффективно на низших передачах. Наглядное представление о величине замедления, создаваемого тормозной силой двигателя, дает рис. 36, где представлены тормозные характеристики грузового автомобиля при торможении двигателем на различных передачах.

Рис. 36. Тормозные характеристики автомобиля при торможении

двигателем

3. Совместное торможение (Ртд  0, Ртор  0). При совместном торможении водитель переносит ногу с педали управления подачей топлива на педаль тормоза, что приводит к появлению тормозной силы двигателя и тормозной силы автомобиля. Основное преимущество совместного торможения состоит в том, что для создания необходимого замедления требуется меньшее усилие тормозных механизмов. Это особенно важно при частых торможениях, т.к. снижается нагруженность тормозных механизмов, а также нагрев и износ фрикционных элементов.

Исходя из того, что при совместном торможении величина тормозной силы автомобиля (Рторс) меньше, чем при торможении только тормозной системой (Ртор), легко доказать, что режим совместного торможения выгоден, если требуемая величина замедления не превышает следующего значения:

jз = . (144)