7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
При таком режиме торможения продольные усилия, прикладываемые к колесам со стороны опорной поверхности, не достигают своих предельных значений (Rxi < Rxiмах) Применительно к данному случаю уравнение торможения (137) можно преобразовать, учитывая установленную ранее взаимосвязь касательных реакций и моментов, действующих на колесах (см. формулу 11).
При торможении величина суммарного момента, подводимого к ведущим колесам момента автомобиля (Мк2), в общем случае складывается из следующих приведенных к ним моментов:
- сопротивления двигателя (Мд), вспомогательных механизмов автомобиля (Мо) и трансмиссии (Мтр);
- индикаторного момента двигателя (Мi);
- момента инерции, создаваемого инерционными массами двигателя, вспомогательного оборудования и трансмиссии (Мe2);
- тормозных моментов, создаваемых колесными тормозными механизмами (Мтор2).
К ведомым колесам автомобиля подводятся только тормозные моменты (Mтор1).
Таким образом, при торможении к ведущим и ведомым колесам автомобиля подводятся следующие тормозные моменты:
Мк2 = (Мд + Mо - Мi) iтр + Мтор2 - Мe2, (138)
Мк1 = Мтор1. (139)
Подставляя (138) и (139) в формулу (11) продольной реакции (Rх2), в конечном счете получим следующее уравнение торможения:
jз = [Ртд + Ртр + Ртор + Рy + Pw]/Мad, (140)
где Ртд - тормозная сила двигателя;
Ртор - тормозная сила колесных тормозов.
Тормозная сила двигателя рассчитывается по формуле:
Ртд = Рд + Po – Pi. (141)
Величину тормозной силы колесных тормозов можно определить в виде суммы тормозных сил всех колес или отношения суммы тормозных моментов, действующих на передних и задних колесах автомобиля к величине динамического радиуса:
Pтор = = Ртор1 + Ртор2. (142)
Значение тормозной силы, создаваемой колесными тормозными механизмами, регулируется водителем путем изменения величины давления жидкости (или воздуха) в тормозном приводе. Изменяя усилие на педаль тормоза и регулируя тем самым значение Ртор водитель придает автомобилю необходимое замедление.
При торможении возможно три случая использования искусственных сил:
Торможение тормозными механизмами (тормозной системой)
При таком торможении двигатель отключается от трансмиссии с помощью сцепления (Ртд = 0), а величина замедления определяется в основном значением суммарной тормозной силой, развиваемой тормозными механизмами (Ртор 0);
Торможение двигателем (Ртд 0, Ртор = 0). Используется только тогда, когда не требуется интенсивное снижение скорости движения. Величину тормозной силы, создаваемой двигателем в этом режиме, можно определить по полуэмпирической формуле:
Ртд = 103 , (143)
где р0, p1 - эмпирические коэффициенты.
Как видно из формулы (143) величина тормозной силы двигателя тем выше, чем больше передаточное отношение трансмиссии. Поэтому торможение двигателем наиболее эффективно на низших передачах. Наглядное представление о величине замедления, создаваемого тормозной силой двигателя, дает рис. 36, где представлены тормозные характеристики грузового автомобиля при торможении двигателем на различных передачах.
Рис. 36. Тормозные характеристики автомобиля при торможении
двигателем
3. Совместное торможение (Ртд 0, Ртор 0). При совместном торможении водитель переносит ногу с педали управления подачей топлива на педаль тормоза, что приводит к появлению тормозной силы двигателя и тормозной силы автомобиля. Основное преимущество совместного торможения состоит в том, что для создания необходимого замедления требуется меньшее усилие тормозных механизмов. Это особенно важно при частых торможениях, т.к. снижается нагруженность тормозных механизмов, а также нагрев и износ фрикционных элементов.
Исходя из того, что при совместном торможении величина тормозной силы автомобиля (Рторс) меньше, чем при торможении только тормозной системой (Ртор), легко доказать, что режим совместного торможения выгоден, если требуемая величина замедления не превышает следующего значения:
jз = . (144)
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля