2.5. Продольные усилия ведущих колес
При подводе крутящего момента к ведущим колесам возникают продольные реакции Rx, толкающие корпус автомобиля:
Rx = Mк/rд - Rzа/rд - Jкεк/rд. (44)
Из формулы (44) следует, что величина продольных усилий, создаваемых ведущими колесами, определяется, прежде всего, величиной подводимого к ним крутящего момента. Используя схему передачи усилий (рис. 10), определим величину момента
Рис. 10. Передача мощности к ведущим колесам автомобиля
Для этого составим уравнение мощностного баланса:
Ni = Nд + No + Njд + Njтр +Nтр + Nк, (45)
где Ni - индикаторная мощность двигателя;
Nд - мощность условных механических потерь в двигателе;
No - мощность, затрачиваемая на привод вспомогательного
оборудования;
Njд - мощность, затрачиваемая на разгон инерционных
масс двигателя (маховика и соединенных с ним элементов);
Njтр- мощность, затрачиваемая на разгон инерционных масс
трансмиссии (валов, шестерен и т.д.);
Nтр - мощность, теряемая в трансмиссии;
Nк - мощность, подводимая к ведущим колесам.
Из (45) следует, что к ведущим колесам автомобиля подводится лишь часть индикаторной мощности ДВС, т.к. другая часть их теряется вследствие внутренних сопротивлений и разгона инерционных масс двигателя и трансмиссии.
Мощности, затрачиваемые на разгон инерционных масс двигателя и трансмиссии, определяются соответственно по формулам:
Njд = Jд(dе/d)/е; (46)
Njтр = Jтр(dк/d)/к, (47)
где Jд, Jтр - осевые моменты инерции вращающихся масс соответственно двигателя и трансмиссии, кгм2;
е, к - угловые скорости вращения соответственно коленвала
двигателя и ведущих колес автомобиля, рад/с.
Поделив правую и левую части уравнения (45) на угловую скорость вращения колес, получим уравнение моментов, которое можно привести к следующему виду:
Мк = Nк/ωк = [Мi – Мд – Мо – Jд(dωк/dτ)iтр]iтр – Мтр – Jтр(dωк/dτ). (48)
Подставив (48) в формулу (44), получим:
Rx = (Мi/rд)iтр - (Мд/rд)iтр - (Мo/rд)iтр - (Мтр/rд) - Rzfc –
- (Jдiтр + Jтр + Jк)(dк/d)/rд. (49)
Формулу (49) можно представить следующим образом:
Rx = Pi - Рд - Ро - Ртр – Pf – Pjк, (50)
где Рд = (Мд/rд)iтр - сила сопротивления двигателя;
Pi = (Мi/rд)iтр - индикаторная сила тяги автомобиля;
Ро = (Мo/rд)iтр - сила сопротивления вспомогательного оборудования;
Ртр = (Мтр/rд) - сила сопротивления трансмиссии;
Рjк = (Jдiтр + Jтр + Jк)(dк/d)/rд - сила инерции вращающихся масс двигателя, трансмиссии и ведущих колес, приведенная к ведущим колесам автомобиля.
Разница между индикаторной силой тяги и силами, обусловленными внутренними сопротивлениями (Рд, Ро и Ртр), называется силой тяги автомобиля:
Рт = Рi - Рд - Po - Ртр. (51)
Из (50) и (51) следует, что суммарное продольное усилие, прикладываемое в пятне контакта ведущих колес, равно силе тяги за вычетом сил сопротивления качения и инерции всех вращающихся масс автомобиля, связанных с ведущими колесами:
Rх = Рт – Pf - Pjк. (52)
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля