3.4. Топливные характеристики
Наглядное представление о влиянии режима работы на экономичность работы двигателя дают скоростные, нагрузочные и универсальные топливные характеристики.
Скоростные топливные характеристики карбюраторного двигателя показывают взаимосвязь секундного расхода топлива с частотой вращения коленвала при различных положениях дроссельной заслонки.
Рис. 15. Скоростные топливные характеристики карбюраторного двигателя грузового автомобиля
С увеличением открытия дроссельной заслонки и с повышением частоты вращения вала секундный расход топлива возрастает.
Нагрузочные характеристики двигателя отражают взаимосвязь удельного эффективного расхода топлива с величиной загрузки (развиваемой мощности) при различных частотах вращения коленвала (рис. 16).
Форма и расположение кривых свидетельствуют о том, что повышение нагрузки двигателя (т.е. развиваемой мощности, крутящего момента или среднего эффективного давления) способствует повышению его топливной экономичности.
Рис. 16. Нагрузочные топливные характеристики дизельного двигателя грузового автомобиля
Наиболее полное представление об экономичности работы двигателя при различных режимах дает универсальная характеристика (рис. 17). Универсальная характеристика представляет собой систему кривых, относящихся к постоянным значениям того или иного параметра, которые наглядно отражают тенденции его изменения в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и среднего эффективного давления. Такая характеристика может быть построена для любого параметра двигателя, что позволяет получить почти полное представление о работе двигателя при различных скоростных и нагрузочных режимах. Так, например, топливную экономичность двигателя характеризуют линии постоянного удельного эффективного расхода топлива, которые в наглядной форме отражают экономичность его работы при различных режимах, т.е. при разных сочетаниях частоты и среднего эффективного давления. Линии постоянного открытия дросселя показывают, какое сочетание частоты и давления можно получить при том или ином положении дросселя, а линии постоянной мощности - при каком сочетании частоты и давления достигается та или иная мощность и т.д.
Рис. 17. Универсальная топливная характеристика карбюраторного
двигателя
Из расположения кривых видно, что наиболее экономичным является такой режим работы двигателя, когда частота вращения коленвала находится в диапазоне от 1800 до 2700 об/мин, а среднее эффективное давление достигает значений 0,75 - 0,85 МПа. Всякое удаление от указанной зоны приводит к возрастанию удельного эффективного расхода топлива, т.е. к ухудшению экономичности работы двигателя. Анализ показывает, что как у карбюраторных, так и дизельных двигателей повышение удельного эффективного расхода топлива связано, прежде всего, с уменьшением его механического к.п.д.. Кроме того, у карбюраторных двигателей происходит при этом некоторое снижение индикаторного к.п.д., обусловленное неполнотой сгорания топлива (из-за обогащения смеси карбюратором и повышения доли остаточных газов в рабочем заряде). Поэтому у карбюраторных двигателей возрастание удельного эффективного расхода топлива при снижении нагрузки особенно велико. У дизелей снижение нагрузки (следовательно, и количества впрыскиваемого топлива) приводит к увеличению коэффициента избытка воздуха и некоторому возрастанию индикаторного к.п.д. Однако это не компенсирует снижения механического к.п.д., а лишь снижает степень ухудшения топливной экономичности. Снижение механического к.п.д. двигателя (м) при снижении нагрузки обусловлено возрастанием доли механических потерь (мп).
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля