1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
Как следует из (11) величина продольной реакции Rх тем больше, чем больше подводимый к колесу момент. Однако, как показывает опыт, эта зависимость соблюдается только тогда, когда значение Rх не достигает своего предела (Rмах). Внешним признаком достижения реакции своего предела (силы сцепления) является скольжение или буксование колеса относительно опорной поверхности. Предел величины Rx называется продольной силой сцепления колеса с дорогой. Ее значение прямо пропорционально величине нормальной нагрузки (или реакции опорной поверхности) на колесо:
Rмах = Rzφx (Rу = 0), (12)
где φx - коэффициент сцепления шины с дорогой в продольном направлении.
Аналогичный предел имеет и поперечная реакция:
Rумах = Rzφу (Rx = 0), (13)
где φу - коэффициент сцепления шины с дорогой в боковом направлении.
Если на колесо действуют продольная Rx и поперечная силы Rу, то в области контакта возникает результирующая этих сил:
Тмах = = Rzφт (Rу = 0), (14)
где φт - коэффициент сцепления шины с дорогой в направлении действия силы Т.
Коэффициент сцепления зависит качества резины протектора, рисунка протектора, давления воздуха в шине, вертикальной нагрузки, от типа покрытия дороги и ее состояния, а также от степени проскальзывания (пробуксовывания). На мокрой дороге коэффициент сцепления ниже, чем на сухой, т.к. действие влаги аналогично действию смазки, ослабляющей трение. Уменьшение удельного давления на сухих дорогах приводит к увеличению коэффициента сцепления. На влажных дорогах с твердым покрытием наблюдается обратная картина коэффициент сцепления повышается с возрастанием удельного давления.
Количественную оценку степени проскальзывания колеса дает коэффициент продольного проскальзывания (S). Применительно к везущему режиму качения его можно представить в виде отношения разницы скоростей движения колеса при качении в ведомом и ведущем режимах (Vxo-Vx) к скорости в ведомом (Vxo ), т.е.
S = Vxo - Vx/Vxo*100% = [1 - Vx /rкоωк]100% =
= rко - rк/rко*100%. (15)
Коэффициент S выражает % скорости движения, теряемой из-за проскальзываний колеса, вызванных приложением крутящего момента. Его значение колеблется от 0 до 100%. В предельном случае, если автомобиль стоит на месте (Vх = 0), а его ведущие колеса буксуют (ωк = 0), то S = 100%.
Применительно к тормозному режиму коэффициент S можно определить в виде отношения разницы скоростей движения в тормозном и ведомом режимах к скорости колеса в тормозном:
S = Vx -Vxо/ Vx*100% = [1 - rкоωк/Vx]100%. (16)
Если в процессе торможения наступает блокировка колес (ωк = 0) и они идут юзом (Vx = 0), то коэффициент продольного проскальзывания достигает максимума: S = 100%.
Таблица 2
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля