logo
Лекции Теория автомобиля

7.7. Распределение тормозных усилий между осями

Предельные значения продольных реакций на передних и задних колесах определяются нормальными реакциями и коэффициентом сцепления шин с дорогой:

Rx1мах = R z1x; (162)

Rx2мах =Rz2x. (163)

Значения касательных реакций достигают указанных пределов, если тормозные механизмы создают соответствующие моменты:

Мт1 = Rx1мах r = Rz1xr; (164)

Mт2 = Rx2мах r = Rz2xr. (165)

Так как при торможении автомобиля происходит перераспределение нормальных реакций на колесах, то можно заключить, что должны перераспределяться и тормозные моменты. При этом соотношение моментов на колесах передней и задней оси должно быть таким же, как и соотношение нормальных реакций:

. (166)

Для автомобилей значения нормальных реакций, прикладываемых к передним и задним колесам, выражаются формулами (74) и (75). При использовании указанных формул применительно к экстренному торможению целесообразно учитывать следующее:

а) при экстренном торможении в фазе установившегося замедления величина замедления зависит от коэффициента сцепления и угла продольного уклона дороги: j = g(xcos  sin);

б) сопротивление воздуха вследствие падения скорости резко снижается, поэтому влиянием аэродинамической силы можно пренебречь, т.е. принять Рw  0.

Составим уравнение состояния автомобиля относительно поперечных осей проходящих через т.О1 и т.О2:

Rz2L – aGacos - hwPw - hцт(P + Pj) = 0; (167)

Rz1L – ВGacos + hwPw + hцт(P + Pj) = 0. (168)

В случаи экстренного торможения Pw = 0, а Pj = jMa = Mag(xcos   sin), величины нормальных реакций на колесах одиночного автомобиля можно выразить формулами:

Rz2 = ; (169)

Rz1 = (170)

По горизонтальной дороге при  = 0 значения Rz1 и Rz2 можно выразить формулами:

Rz1 = ; (171)

Rz2 = . (172)

Подставляя (171) и (172) в формулу (166), в итоге получим оптимальное для экстренного торможения соотношение тормозных моментов на передних и задних колесах (См):

. (173)

Распределение тормозных усилий между осями автомобиля можно характеризовать не только показателем См, но и так называемым коэффициентом распределения суммарной тормозной силы (т), который показывает долю тормозного усилия на передних колесах от суммарного тормозного усилия всех колес:

т = . (174)

Как следует из формул (173) и (174), оптимальное соотношение моментов зависит от расположения центра масс автомобиля (а, В, hцт) и особенно сцепления шин с дорогой (х).