logo
Лекции Теория автомобиля

2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса

Определим нормальные реакции, действующие на колеса автомобиля стоящего на горизонтальной дороге, и которые определяются весом автомобиля и положением его центра тяжести по формулам:

Rz1ст = Ga ; (69)

Rz2ст = Ga , (70)

где а, В - расстояние от центра тяжести автомобиля соответствен­но до

переднего и заднего моста, м;

L – расстояние между осями (база) автомобиля, м.

Если автомобиль находится в движении или на наклонной поверхности, то к нему прикладываются продольные силы, например, сопротивление прицепа (Ркр = Рпр), сопротивление подъему (Р), сопротивление воздуха (Рw) и др. Это вызывает перераспределение сил давления между передними и задними колесами автомобиля и соответствующее перераспределение нормальных реакций.

Для нахождения нормальных реакций на передние и задние колеса двухосного автомобиля необходимо составить два уравнения сил и моментов:

Rz1 + Rz2 = Gaсоs. (71)

Второе уравнение можно получить, составляя моменты сил, действующие в продольной плоскости, относительно какой-либо поперечной оси:

Rz2L - Gaсоs а - Pwhw - Pjhцт - Pпрhкр - Phцт –Mf = 0; (72)

Rz1L - Gaсоs В + Pwhw + Pjhцт + Pпрhкр + Phцт + Mf = 0. (73)

Откуда Rz1 и Rz2:

Rz1 = Ga cos - ; (74)

Rz2 = Ga cos + , (75)

где hw – высота метацентра;

hцт – высота центра тяжести;

hкр – высота расположения крюка.

В формулах (74) и (75) выражения в квадратных скобках представляют собой безразмерные коэффициенты, которые показывают, во сколько раз нормальные реакции на колеса больше аналогичных реакций при статическом положении автомобиля на горизонтальной дороге. Указанные величины называют коэффициентами изменения нормальных реакций. Таким образом, значения нормальных реакций можно выразить формулами:

Rz1 = Rz1ст m1; (76)

Rz2 = Rz2ст m2. (77)

При большой скорости движения автомобиля, разгоне, движении на подъем, буксировании прицепа m1 < 1, а m2 > 1, т.е. давление передних колес на опорную поверхность становится меньше, а задних больше. Наоборот, при движении под уклон, при резких торможениях m1 > 1, m2 < 1, т.е. давление передних колес на дорогу возрастает, а задних снижается.