logo
Лекции Теория автомобиля

8.4. Преодолевание пороговых препятствий

Важным показателем опорно-сцепных свойств автомобиля, определяющих его проходимость, является высота порога, который может преодолеть автомобиль. Порогами, препятствующими движению автомобиля, являются: бордюр; эскарп, брус, лежащий поперек дороги и т. п.. Для определения высоты преодолеваемого порога рассмотрим схему сил и моментов, которые прикладываются к колесу при его перекатывании через порог (рис. 47).

Рис. 47. Силы и моменты, действующие на колесо при его

взаимодействии с порогом

Н а колесо в общем случае действуют следующие усилия: Мк -крутящий момент (если колесо ведущее): Т - сила сцепления шины с ребром порога; N - нормальная реакция ребра порога; Rх, и Rz - продольная и нормальная реакции опорной поверхности; Рх - толка­ющее усилие со стороны корпуса автомобиля, создаваемое ведущими колесами, не взаимодействующими с порогом.

Перекатывание колес оси через порог возможно, если вертикальные силы способны оторвать их от опорной поверхности, а толкающее усилие - преодолеть продольные силы сопротивления. Учитывая это, составим уравнение сил. полагая, что колеса оси оторвались от опорной поверхности (Rх = 0, Rz = 0):

Nsin - Tcos - Рх = 0; (187)

Tcos + Tsin - Gк = 0. (188)

Наибольшей высоте порога, который может быть преодолен, соответствует предельное значение силы Тмах = N2. Решая (187) и (188), получим тангенс наибольшего угла :

tgmax = . (189)