logo
Осень 15 курс 3 ОрТОР / БП / Пособие_по_управлению_БП[1] исправ

1.4. Требования икао

Обеспечение безопасности полетов всегда было главной задачей во всей деятельности авиации. Это отражено в целях и задачах ИКАО, сформулированных в статье 44 Конвенции о международной гражданской авиации (Doс. 7300), широко известной как Чикагская конвенция, которая возлагает на ИКАО ответственность за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.

При определении потребностей государств в области обеспечения безопасности полетов ИКАО проводит следующее различие между программами обеспечения безопасности полетов и системами управления безопасностью полетов (СУБП):

1. Программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов. Она является документом, включающим большое число связанных с безопасностью полетов мер, направленных на достижение целей программы. Принимаемая государством программа обеспечения безопасности полетов охватывает нормативные положения и директивы по выполнению безопасных полетов, которые касаются как эксплуатантов воздушных судов, так и сфер предоставления обслуживания воздушного движения (ОВД), деятельности аэропортов и технического обслуживания воздушных судов. Программа обеспечения безопасности полетов может включать положения о самых разнообразных видах деятельности, таких, как представление отчетов об инцидентах, проведение связанных с безопасностью расследований, проверки состояния безопасности полетов, информационное обеспечение безопасности полетов и т.д. Для комплексной реализации таких мер требуется четкая система СУБП.

2. Система управления безопасностью полетов (СУБП) представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры. Это требование Стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS) ИКАО [1; 2; 3].

Приемлемый уровень безопасности полетов устанавливается соответствующим государством (государствами).

В соответствии с положениями Приложений ИКАО государство требует от всех эксплуатантов, организаций по техническому обслуживанию, поставщиков ОВД и сертифицированных эксплуатантов аэродромов внедрения систем СУБП, одобренных государством. Как минимум, такие системы СУБП обеспечивают следующее:

a) выявляют фактические и потенциальные угрозы безопасности;

б) гарантируют принятие корректирующих мер, необходимых для уменьшения факторов риска/опасности;

в) обеспечивают непрерывный мониторинг и регулярную оценку достигнутого уровня безопасности полетов.

Одобренная государством система СУБП той или иной организации четко определяет также соответствующие сферы ответственности, в том числе прямую ответственность старших менеджеров за обеспечение безопасности полетов.