2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
Управленческий аппарат эксплуатантов и поставщиков обслуживания несет особую ответственность за управление безопасностью полетов. В результате крупномасштабного исследования авиакомпаний всего мира было выявлено, что в самых безопасных авиакомпаниях существует четкое распределение задач по обеспечению авиационной безопасности, начиная с верхних эшелонов руководства организации и вплоть до эксплуатационного уровня.
В наиболее безопасных авиакомпаниях существует метод быстрой передачи информации летным экипажам и политика, поощряющая конфиденциальную обратную связь пилотов с управленческим аппаратом. Такая позиция управленческого аппарата представляет собой динамическую силу, создающую благоприятные условия для обеспечения стандартизации и дисциплины в кабине экипажа, которые были привиты и закреплены программой профессиональной подготовки, ориентированной на проблемы авиационной безопасности.
Организации с самым высоким уровнем безопасности зачастую являются самыми эффективными. Хотя определенные компромиссы между контролем факторов риска и расходами могут иметь место, тем не менее, руководству необходимо осознать наличие скрытых издержек в случае происшествия, а также признать тот факт, что безопасность благотворно влияет на деловую активность. За счет использования системного подхода к корпоративному принятию решений и контролю факторов риска затраты, связанные с авиационными происшествиями, сокращаются.
Управленческий аппарат наделен соответствующими полномочиями и отвечает за устранение угрозы безопасности в компании. Он решает эту задачу путем внедрения системного метода выявления источников опасности, оценки риска, расстановки приоритетов этим факторам риска с последующим уменьшением или устранением тех видов угрозы, которые чреваты наибольшими потенциальными потерями. Только управленческий аппарат может осуществить изменения в структуре организации, укомплектовании персоналом, его оборудовании, политике и правилах.
Однако самое важное заключается в том, что управленческий аппарат устанавливает корпоративный климат для обеспечения безопасности. Без искренней приверженности задаче обеспечения безопасности управление этой сферой будет в целом неэффективным. Последовательно осуществляя курс на усиление мер безопасности, руководство дает понять всему персоналу, что оно действительно заботится о состоянии безопасности и что им следует поступать таким же образом [4].
Руководителям необходимо возвести вопросы безопасности в ранг высшей ценности организации. Это можно осуществить путем определения задач и целей в области безопасности и затем введения подотчетности руководителей и сотрудников за достижение указанных целей. В этих условиях персонал полагается на то, что руководство обеспечит следующее:
a) четкие директивы в виде продуманной политики, задач, целей, стандартов и т.д.;
б) надлежащие ресурсы, включая достаточное время, с тем, чтобы выполнить поставленные задачи безопасным и эффективным образом;
в) специальные знания в смысле доступа к опыту через связанные с аспектами безопасности литературу, профессиональную подготовку, семинары и т.д.
Указанная ответственность за управление безопасностью полетов возлагается на руководство независимо от размера или типа организации, предоставляющей авиационное обслуживание.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки