logo
Осень 15 курс 3 ОрТОР / БП / Пособие_по_управлению_БП[1] исправ

2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов

Управленческий аппарат эксплуатантов и поставщиков обслуживания несет особую ответственность за управление безопасностью полетов. В результате крупномасштабного исследования авиакомпаний всего мира было выявлено, что в самых безопасных авиакомпаниях существует четкое распределение задач по обеспечению авиационной безопасности, начиная с верхних эшелонов руководства организации и вплоть до эксплуатационного уровня.

В наиболее безопасных авиакомпаниях существует метод быстрой передачи информации летным экипажам и политика, поощряющая конфиденциальную обратную связь пилотов с управленческим аппаратом. Такая позиция управленческого аппарата представляет собой динамическую силу, создающую благоприятные условия для обеспечения стандартизации и дисциплины в кабине экипажа, которые были привиты и закреплены программой профессиональной подготовки, ориентированной на проблемы авиационной безопасности.

Организации с самым высоким уровнем безопасности зачастую являются самыми эффективными. Хотя определенные компромиссы между контролем факторов риска и расходами могут иметь место, тем не менее, руководству необходимо осознать наличие скрытых издержек в случае происшествия, а также признать тот факт, что безопасность благотворно влияет на деловую активность. За счет использования системного подхода к корпоративному принятию решений и контролю факторов риска затраты, связанные с авиационными происшествиями, сокращаются.

Управленческий аппарат наделен соответствующими полномочиями и отвечает за устранение угрозы безопасности в компании. Он решает эту задачу путем внедрения системного метода выявления источников опасности, оценки риска, расстановки приоритетов этим факторам риска с последующим уменьшением или устранением тех видов угрозы, которые чреваты наибольшими потенциальными потерями. Только управленческий аппарат может осуществить изменения в структуре организации, укомплектовании персоналом, его оборудовании, политике и правилах.

Однако самое важное заключается в том, что управленческий аппарат устанавливает корпоративный климат для обеспечения безопасности. Без искренней приверженности задаче обеспечения безопасности управление этой сферой будет в целом неэффективным. Последовательно осуществляя курс на усиление мер безопасности, руководство дает понять всему персоналу, что оно действительно заботится о состоянии безопасности и что им следует поступать таким же образом [4].

Руководителям необходимо возвести вопросы безопасности в ранг высшей ценности организации. Это можно осуществить путем определения задач и целей в области безопасности и затем введения подотчетности руководителей и сотрудников за достижение указанных целей. В этих условиях персонал полагается на то, что руководство обеспечит следующее:

a) четкие директивы в виде продуманной политики, задач, целей, стандартов и т.д.;

б) надлежащие ресурсы, включая достаточное время, с тем, чтобы выполнить поставленные задачи безопасным и эффективным образом;

в) специальные знания в смысле доступа к опыту через связанные с аспектами безопасности литературу, профессиональную подготовку, семинары и т.д.

Указанная ответственность за управление безопасностью полетов возлагается на руководство независимо от размера или типа организации, предоставляющей авиационное обслуживание.