logo
Осень 15 курс 3 ОрТОР / БП / Пособие_по_управлению_БП[1] исправ

3.2. Регламентирующие функции

Своими действиями в качестве регламентирующего полномочного органа государства задают тон безопасным и эффективным полетам, выполняемым в пределах их юрисдикции. Например:

a) SARPS. Государство, как участник Чикагской конвенции, отвечает за соблюдение SARPS ИКАО;

б) ведомство гражданской авиации (ВГА). Государства должны учредить соответствующий орган, часто называемый ведомством гражданской авиации (ВГА), и наделить его необходимыми полномочиями для обеспечения соблюдения авиационных нормативных положений;

в) контроль над состоянием безопасности полетов. Государства должны создать надлежащие механизмы контроля над состоянием безопасности полетов для гарантии того, чтобы эксплуатанты и поставщики обслуживания поддерживали в процессе своей работы приемлемый уровень безопасности полетов.

При выполнении регламентирующих функций того или иного государства соответствующий полномочный орган регулирования может взять на себя либо активную роль, предусматривающую осуществление контроля за всеми связанными с ГА видами деятельности, либо пассивную роль, когда эксплуатантам и поставщикам обслуживания делегируется более широкая сфера ответственности.

В настоящее время многие государства отходят от очень активной роли при осуществлении надзора за деятельностью авиации.

Причины этого следующие:

- малая эффективность (требуется слишком большое число инспекторов для выполнения этой функции);

- путаница с обязанностями по обеспечению безопасности и необходимость в создании крупной организации по контролю за претворением в жизнь нормативных положений, т.е. возникают факторы, противоречащие принципам безопасной культуры, поощряемые в современной практике управления безопасностью полетов.

При более пассивной роли государство оставляет вопросы толкования и реализации нормативных положений на усмотрение эксплуатанта или поставщика обслуживания, полагаясь на их техническую компетентность и стимулируя выполнение требований угрозой применения принудительных мер.

Существенными преимуществами обладает государственная система регулирования, которая находится между активным и пассивным полюсами и которая при этом должна:

a) представлять собой хорошо сбалансированное распределение обязанностей между государством и эксплуатантом или поставщиком обслуживания в вопросах обеспечения безопасности полетов;

б) обеспечить возможность её экономического обоснования в рамках ресурсов государства;

в) позволить государству непрерывно осуществлять регулирование и инспектирование деятельности эксплуатанта или поставщика обслуживания, не создавая им чрезмерных помех для эффективного управления своей организацией;

г) привести к налаживанию и поддержанию гармоничных отношений между государством и эксплуатантами или поставщиками обслуживания.