3.2. Регламентирующие функции
Своими действиями в качестве регламентирующего полномочного органа государства задают тон безопасным и эффективным полетам, выполняемым в пределах их юрисдикции. Например:
a) SARPS. Государство, как участник Чикагской конвенции, отвечает за соблюдение SARPS ИКАО;
б) ведомство гражданской авиации (ВГА). Государства должны учредить соответствующий орган, часто называемый ведомством гражданской авиации (ВГА), и наделить его необходимыми полномочиями для обеспечения соблюдения авиационных нормативных положений;
в) контроль над состоянием безопасности полетов. Государства должны создать надлежащие механизмы контроля над состоянием безопасности полетов для гарантии того, чтобы эксплуатанты и поставщики обслуживания поддерживали в процессе своей работы приемлемый уровень безопасности полетов.
При выполнении регламентирующих функций того или иного государства соответствующий полномочный орган регулирования может взять на себя либо активную роль, предусматривающую осуществление контроля за всеми связанными с ГА видами деятельности, либо пассивную роль, когда эксплуатантам и поставщикам обслуживания делегируется более широкая сфера ответственности.
В настоящее время многие государства отходят от очень активной роли при осуществлении надзора за деятельностью авиации.
Причины этого следующие:
- малая эффективность (требуется слишком большое число инспекторов для выполнения этой функции);
- путаница с обязанностями по обеспечению безопасности и необходимость в создании крупной организации по контролю за претворением в жизнь нормативных положений, т.е. возникают факторы, противоречащие принципам безопасной культуры, поощряемые в современной практике управления безопасностью полетов.
При более пассивной роли государство оставляет вопросы толкования и реализации нормативных положений на усмотрение эксплуатанта или поставщика обслуживания, полагаясь на их техническую компетентность и стимулируя выполнение требований угрозой применения принудительных мер.
Существенными преимуществами обладает государственная система регулирования, которая находится между активным и пассивным полюсами и которая при этом должна:
a) представлять собой хорошо сбалансированное распределение обязанностей между государством и эксплуатантом или поставщиком обслуживания в вопросах обеспечения безопасности полетов;
б) обеспечить возможность её экономического обоснования в рамках ресурсов государства;
в) позволить государству непрерывно осуществлять регулирование и инспектирование деятельности эксплуатанта или поставщика обслуживания, не создавая им чрезмерных помех для эффективного управления своей организацией;
г) привести к налаживанию и поддержанию гармоничных отношений между государством и эксплуатантами или поставщиками обслуживания.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки