5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
Термин “надзор за обеспечением безопасности” относится к деятельности государства в рамках его программы обеспечения безопасности полетов, в то время как термин “контроль за показателями безопасности” применяется в отношении деятельности эксплуатанта или поставщика обслуживания в рамках его СУБП.
Надзор за обеспечением безопасности или контроль за показателями безопасности являются важным компонентом принятой в той или иной организации стратегии управления безопасностью. Надзор за обеспечением безопасности полетов обеспечивает тот механизм, с помощью которого государство может проверить, в какой степени авиационная отрасль выполняет свои задачи в этой сфере.
Во многих организациях уже принят целый ряд требований в отношении системы контроля над показателями безопасности. Например, в государствах, как правило, существуют нормативные положения, касающиеся обязательного представления данных об авиационных происшествиях и инцидентах.
Для выявления недостатков в системе защиты недостаточно лишь осуществлять ретроспективный сбор данных и подготавливать сводные статистические данные. Лежащие в основе сообщенных событий причины не обязательно будут очевидны, поэтому расследование донесений об опасных случаях и любой другой информации, касающейся возможных источников опасности, должно осуществляться параллельно контролю за показателями безопасности.
Внедрение эффективной программы надзора за обеспечением безопасности полетов предполагает, что государство и организации:
a) определяют соответствующие показатели уровня безопасности полетов;
б) вводят систему представления данных об авиационных происшествиях и инцидентах;
в) вводят систему расследования авиационных происшествий и инцидентов;
г) разрабатывают порядок сведения воедино данных по вопросам безопасности полетов из всех имеющихся источников;
д) разрабатывают процедуры анализа данных и подготовки периодических отчетов о состоянии безопасности полетов.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки