logo
Осень 15 курс 3 ОрТОР / БП / Пособие_по_управлению_БП[1] исправ

5.6. Показатели и заданные уровни безопасности

Процесс управления безопасностью представляет собой замкнутый цикл. Данный процесс предполагает наличие обратной связи, обеспечивающей основу для оценки эффективности системы, с тем, чтобы можно было внести в нее необходимые коррективы, позволяющие достичь желаемых уровней безопасности. Для этого требуется четкое понимание того, как должны оцениваться результаты. Например, какие количественные или качественные показатели будут использоваться для оценки работоспособности системы. Помимо определения факторов, с помощью которых можно измерить эффективность, в системе управления безопасностью должны быть установлены конкретные цели и задачи (заданные уровни) в сфере безопасности. При этом используется следующая терминология:

• Показатель уровня безопасности. Мера (или величина), используемая для выражения уровня безопасности, достигнутого в рамках той или иной системы.

• Заданный уровень безопасности. Требуемый уровень обеспечения безопасности в рамках какой-либо системы. Заданный уровень безопасности включает один или несколько показателей, а также желаемый результат, выраженный с помощью этих показателей.

Необходимо провести различие между критериями, используемыми для оценки результатов в области эксплуатационной безопасности посредством мониторинга, и критериями, используемыми для оценки планируемых новых систем или процедур. Процесс, применяемый в последнем случае, известен как оценка аспектов безопасности.

Показатели уровня безопасности

Чтобы задать уровни безопасности, вначале следует определиться с соответствующими показателями безопасности. Как правило, показатели безопасности выражаются в виде частоты наступления какого-либо события, причиняющего вред. Типичными примерами могут служить следующие показатели:

a) количество авиационных происшествий на 100 000 часов полета;

б) количество авиационных происшествий на 10 000 операций;

в) количество авиационных происшествий с человеческими жертвами в год;

г) количество серьезных инцидентов на 10 000 ч полета.

Единого показателя безопасности, который был бы приемлем для всех случаев, не существует. Показатель, выбранный для выражения заданного уровня безопасности, должен соответствовать сфере применения, с тем чтобы обеспечить возможность эффективной оценки состояния безопасности с помощью тех же параметров, которые использовались при определении заданного уровня безопасности.

Как правило, показатель (показатели) безопасности, выбранные для выражения заданного уровня в глобальном, региональном и национальном масштабе не пригодны для отдельных организаций. Поскольку происшествия являются сравнительно редкими событиями, они не отражают в должной мере состояние безопасности – особенно на местном уровне. Даже в глобальном масштабе частота происшествий может существенно колебаться из года в год. Увеличение или уменьшение числа происшествий в сравнении с предыдущим годом не обязательно указывает на какое-либо изменение реального уровня безопасности.

Заданные уровни безопасности

После выбора надлежащих показателей безопасности необходимо решить, что представляет собой приемлемый результат или приемлемая цель. Например, в рамках своего Глобального плана обеспечения безопасности полетов (ГПБП) ИКАО установила следующие глобальные цели:

a) сократить число авиационных происшествий и человеческих жертв во всем мире независимо от объема воздушного движения;

б) добиться значительного снижения частоты авиационных происшествий, особенно в регионах, где этот показатель остается высоким.

Желаемый результат в области безопасности может выражаться в абсолютных или относительных показателях. Глобальные цели ИКАО являются примером относительных целей. Относительный целевой показатель может также включать желаемый процент снижения числа происшествий или конкретных типов инцидентов за определенный период времени. Например, в рамках государственной программы обеспечения безопасности полетов, регламентирующий надзорный полномочный орган может принять решение о том, что для достижения приемлемого уровня безопасности полетов необходимо обеспечить следующие заданные уровни безопасности:

• Для эксплуатантов авиакомпаний - менее 0,2 авиационных происшествий с человеческими жертвами на 100 000 ч. Дополнительным целевым показателем может быть снижение на 30% в ближайшие 12 мес. числа предупреждений, выдаваемых системой EGPWS.

• Для организаций, осуществляющих техническое обслуживание воздушных судов, - менее 200 крупных дефектов на воздушных судах на 100 000 ч полета.

• Для эксплуатантов аэродромов - менее 1,0 столкновений с птицами на 1000 взлетов и посадок воздушных судов.

• Для поставщиков ОВД - менее 40 инцидентов в воздушном пространстве на 100 000 полетов.

Для достижения требуемого уровня безопасности полетов, определяемого с помощью соответствующих показателей безопасности, в каждом секторе отрасли применяются различные требования к обеспечению безопасности полетов.

Приводимые на рис. 5.3, 5.4 графики могут помочь в пояснении взаимосвязи между показателями и заданными уровнями безопасности полетов. На рис. 5.3 отображена частота инцидентов в воздушном пространстве (показатели безопасности) по двум категориям воздушных судов за определенный период. На этом графике отсутствуют какие-либо заданные уровни, но он указывает на небольшое снижение величины обоих параметров за данный период времени.

Приведенный на рис. 5.4 график может отображать число столкновений с птицами (или любой другой параметр) за определенный период. На графике показана линия, определяющая тенденцию развития события. В данном случае линия и итоговая цифра остались ниже заданной.

Рис. 5.3. Средняя частота инцидентов в воздушном пространстве (показатели безопасности полетов) за 12 месяцев

Приведенный на рис. 5.4 график показывает тенденции, превышающие заданный уровень – т.е. нежелательная ситуация. Более того, график указывает на то, что за последние несколько кварталов общая тенденция к понижению изменилась на противоположную и наметилась тенденция к повышению. В зависимости от отслеживаемого периода в итоге может получиться, что показатель уровня безопасности будет значительно хуже.

Рис. 5.4. Частота инцидентов, демонстрирующих тенденцию развития события

При выборе стратегии контроля риска необходимо проявлять осторожность, чтобы избежать внесения новых факторов риска, в результате которых уровень безопасности станет неприемлемым.

• Утверждение стратегий. После проведения анализа факторов риска и выбора надлежащего плана действий необходимо получить согласие руководства на его реализацию. Проблема на данном этапе заключается в формулировании убедительного аргумента в пользу осуществления (возможно, дорогостоящих) изменений.

• Распределение обязанностей и реализация стратегий. После решения о продолжении указанных усилий необходимо разработать ”практические” аспекты реализации плана. Они включают вопросы выделения ресурсов, распределения обязанностей, составления графиков, пересмотра эксплуатационных правил и т.д.

• Повторная оценка ситуации. Реализация плана редко оказывается столь же успешной, как предполагалось изначально. Для получения замкнутого контура требуется обратная связь. Какие новые проблемы могли быть привнесены? В какой степени согласованная стратегия уменьшения риска соответствует ожидаемым результатам? Какие могут потребоваться изменения в системе или процессе?