5.1. Принципы управления безопасностью полетов
Основная производственная функция
В успешных авиационных организациях управление безопасностью полетов является одной из основных производственных функций – аналогично функции управления финансами. Эффективное управление безопасностью полетов предполагает реалистичный баланс между целями обеспечения безопасности и производственными целями. Таким образом, скоординированный подход, при котором анализируются цели и ресурсы данной организации, помогает добиться того, чтобы решения, касающиеся сферы безопасности полетов, были реалистичными и дополняли эксплуатационные потребности организации. Необходимо признать, что в любой отрасли существуют пределы финансовых и эксплуатационных возможностей. Поэтому определение приемлемого и неприемлемого риска имеет важное значение для рентабельного управления безопасностью. При надлежащем внедрении меры по управлению безопасностью повышают не только уровень безопасности, но и эффективность работы организации.
Накопленный в других отраслях опыт и уроки, извлеченные из расследований происшествий, подчеркивают важность системного, проактивного и четкого подхода к вопросам управления безопасностью.
Ниже приводится разъяснение этих терминов
• Системный означает, что меры по управлению безопасностью будут осуществляться по заранее составленному плану и последовательно применяться во всей организации.
• Проактивный означает, что будет принят подход, при котором основной акцент делается на профилактике путем выявления опасных факторов и принятия мер по уменьшению риска, прежде чем произойдет какое-либо опасное событие, оказывающее неблагоприятное влияние на состояние безопасности полетов.
• Четкий означает, что все меры по управлению безопасностью должны быть задокументированными, наглядными и осуществляться отдельно от других видов управленческой деятельности.
Системный, проактивный и четкий подход к вопросам безопасности гарантирует, что в долгосрочной перспективе обеспечение безопасности станет неотъемлемой частью повседневной работы организации и что предпринимаемые ею меры безопасности будут направлены на те области, где выгоды будут наибольшими.
Системный подход
Современные подходы к управлению безопасностью сформировались под влиянием концепций, изложенных в главе 4, и, в частности, роли организационных проблем как факторов, способствующих происшествиям и инцидентам. Безопасность невозможно обеспечить только за счет введения правил или директив, касающихся процедур, которым должен следовать эксплуатационный персонал.
Область управления безопасностью охватывает большинство видов деятельности организации. По этой причине управление безопасностью должно начинаться с высшего руководящего состава, а результаты в сфере безопасности должны анализироваться на всех уровнях организации.
Безопасность системы
Предмет безопасности системы разрабатывался в 50-х годах как техническая дисциплина для аэрокосмических и ракетных систем обороны. На практике ее применяли инженеры по вопросам безопасности, а не специалисты по эксплуатации. В результате, в центре их внимания, как правило, были вопросы проектирования и создания безотказных систем. С другой стороны, в гражданской авиации прослеживалась тенденция уделять основное внимание производству полетов, и руководителями подразделений по безопасности полетов зачастую становились пилоты. Чтобы обеспечить более высокий уровень безопасности полетов возникла необходимость рассматривать безопасность полетов в более широком контексте, чем просто самолет и его пилоты. Авиация представляет собой полную систему, которая охватывает все, что необходимо для безопасного производства полетов. Данная “система” включает аэропорт, управление воздушным движением, техническое обслуживание, кабинный экипаж, наземную службу эксплуатационного обеспечения, диспетчерскую службу и т.д. Надежное управление безопасностью полетов предполагает учет всех компонентов этой системы.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки