Федеральное агентство воздушного транспорта
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
_______________________________________________________________
Кафедра управления воздушным движением
В.Б. Малыгин, Е.Е. Нечаев
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Учебное пособие
Для студентов V курса
специальности 160505
Москва – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ............................................................................. | 5 |
Глава 1. КРАТКИЙ ОБЗОР ............................................................................ | 7 |
1.1. Общие положения ................................................................................... | 7 |
1.2. Концепция безопасности полетов.......................................................... | 7 |
1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов........................ | 8 |
1.4. Требования ИКАО .................................................................................. | 8 |
1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов ....................................... | 9 |
1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов ................... | 13 |
1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов.................................. | 14 |
Глава 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ……………………………………………. |
16 |
2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов …... | 16 |
2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов.......... | 21 |
2.3. Ответственность и подотчетность ........................................................ | 22 |
2.4. Глобальное сотрудничество.................................................................... | 22 |
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ........................................................................ |
24 |
3.1. Общие положения ................................................................................... | 24 |
3.2. Регламентирующие функции ................................................................. | 25 |
3.3. Ведомства гражданской авиации ……………………………………. | 26 |
3.4. Результаты деятельности государств по обеспечению безопасности полетов……………………………………………………………………….. |
28 |
Глава 4. КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ............................... | 30 |
4.1. Общие положения ................................................................................... | 30 |
4.2. Концепция риска...................................................................................... | 30 |
4.3. Авиационные происшествия и инциденты........................................... | 32 |
4.4. Причины происшествий ......................................................................... | 33 |
4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов………………………………………………………………… |
38 |
4.6. Модель « SHEL»……………………………………………………….. | 41 |
4.7. Корпоративная культура безопасности ……………………………… | 46 |
4.8. Ошибка человека..................................................................................... | 52 |
4.9. Циклы безопасности ............................................................................... | 56 |
4.10. Критерии целесообразности расходов................................................. | 57 |
Глава 5. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ…... | 62 |
5.1. Принципы управления безопасностью полетов .................................. | 62 |
5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы.................................... | 63 |
5.3. Концепции управления безопасностью полетов ................................. | 66 |
5.4. Процесс управления безопасностью ..................................................... | 69 |
5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов................................... | 71 |
5.6. Показатели и заданные уровни безопасности ...................................... | 72 |
5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов………. | 76 |
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ПРИ ОрВД …………………………….……………………….. |
79 |
6.1. Принципы оценки технологического риска при УВД………………. | 79 |
6.2. Применение СУБД провайдерами услуг ОрВД…................................ | 81 |
6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВД………. | 82 |
6.4. Новая «культура безопасности» при УВД ………………................... | 84 |
Литература …………………………………………………………………. | 85 |
Вопросы для самопроверки ………………………………………………... | 86 |
|
|
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
AME - Инженер/механик/техник по техническому обслуживанию ВС
АПД - Анализ полетных данных
ГПБП - Глобальный план обеспечения безопасности полетов (ИКАО)
ГСАИ - Глобальная сеть авиационной информации
ДР - Допустимость риска
ЕВРОКОНТРОЛЬ - Европейская организация по обеспечению безопасности воздушной навигации
ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта
ИКАО - Международная организация гражданской авиации
ИСО - Международная организация по стандартизации
ИФАЛПА - Международная федерация ассоциаций линейных пилотов
ИФАТКА - Международная федерация ассоциаций диспетчеров УВД
МПД - Мониторинг полетных данных
МСДА - Международный совет деловой авиации
НПВУ - Наименьший практически возможный уровень
РПИ - Район полетной информации
ССОДБП - Системы сбора и обработки данных о безопасности полетов
СУБП - Система управления безопасностью полетов
СЭП - Стандартные эксплуатационные правила
УПП - Ущерб от постороннего предмета
УППКБП - Универсальная программа проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов
ФБП - Фонд безопасности полетов
ЦУК - Центр управления кризисной ситуацией
ACARS - Бортовая система связи воздушных судов для адресации и передачи сообщений
ADREP - Представление данных об авиационных происшест-виях/инцидентах (ИКАО)
AIRS - Система представления данных об инцидентах летным экипажем
ASR - Донесение о безопасности полетов
ASRS - Система донесений о безопасности полетов (США)
ATCO - Диспетчер УВД
CANSO - Организация по аэронавигационному обслуживанию гражданской авиации
CNS - Связь, навигация и наблюдение
CVR - Бортовой речевой самописец
EASA - Европейское агентство по безопасности полетов
ECCAIRS - Европейский координационный центр системы представления данных об авиационных инцидентах
EGPWS - Усовершенствованная система предупреждения о близости земли
FCO - Распоряжение летным экипажам
FMEA - Анализ режимов и последствий отказов
FMS - Система управления полетом
FOQA - Контроль качества летной работы
FPD - База данных программы АПД
FSO - Сотрудник, ответственный за безопасность полетов
GPWS - Система предупреждения о близости земли
HAZid - Выявление опасных факторов
LS - Система посадки по приборам
SASI - Международное общество специалистов по расследованию в целях обеспечения воздушной безопасности
SIM - Комплексная методология расследования опасных случаев
AA - Объединенное авиационное ведомство
AR - Единые авиационные требования (JAA) LOSA проверки безопаснос-ти полетов при производстве полетов авиакомпаниями
MNPS - Требования к минимальным навигационным характеристикам
MRM - Оптимизация работы персонала технического обслуживания
NБAA - Национальная ассоциация деловой авиации
OFSH - Справочник эксплуатанта по безопасности полетов
PANS - Правила аэронавигационного обслуживания
PANS - ATM - Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного движения
PANS-OPS - Правила аэронавигационного обслуживания. Производство полетов воздушных судов
RA - Рекомендация по разрешению угрозы столкновения
RNP - Требуемые навигационное характеристики
RVSM - Сокращенный минимум вертикального эшелонирования
SARPS - Стандарты и рекомендуемая практика (ИКАО)
SDR - Система представления данных об эксплуатационных трудностях
SHEL Software/ Hardware/ Environment/ Liveware (Процедуры/объект/среда/субъект)
SID - Стандартная схема вылета по приборам
SIL - Перечень проблем безопасности полетов
SIN - Постоянно действующие инструкции
STAR - Стандартная схема прибытия по приборам
STCA - Предупреждение о конфликтной ситуации краткосрочного характера
TRM - Оптимизация работы в команде
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки