logo
Осень 15 курс 3 ОрТОР / БП / Пособие_по_управлению_БП[1] исправ

Федеральное агентство воздушного транспорта

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

_______________________________________________________________

Кафедра управления воздушным движением

В.Б. Малыгин, Е.Е. Нечаев

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Учебное пособие

Для студентов V курса

специальности 160505

Москва – 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ .............................................................................

5

Глава 1. КРАТКИЙ ОБЗОР ............................................................................

7

1.1. Общие положения ...................................................................................

7

1.2. Концепция безопасности полетов..........................................................

7

1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов........................

8

1.4. Требования ИКАО ..................................................................................

8

1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов .......................................

9

1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов ...................

13

1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов..................................

14

Глава 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ …………………………………………….

16

2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов …...

16

2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов..........

21

2.3. Ответственность и подотчетность ........................................................

22

2.4. Глобальное сотрудничество....................................................................

22

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ........................................................................

24

3.1. Общие положения ...................................................................................

24

3.2. Регламентирующие функции .................................................................

25

3.3. Ведомства гражданской авиации …………………………………….

26

3.4. Результаты деятельности государств по обеспечению безопасности полетов………………………………………………………………………..

28

Глава 4. КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ...............................

30

4.1. Общие положения ...................................................................................

30

4.2. Концепция риска......................................................................................

30

4.3. Авиационные происшествия и инциденты...........................................

32

4.4. Причины происшествий .........................................................................

33

4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий

и инцидентов…………………………………………………………………

38

4.6. Модель « SHEL»………………………………………………………..

41

4.7. Корпоративная культура безопасности ………………………………

46

4.8. Ошибка человека.....................................................................................

52

4.9. Циклы безопасности ...............................................................................

56

4.10. Критерии целесообразности расходов.................................................

57

Глава 5. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ…...

62

5.1. Принципы управления безопасностью полетов ..................................

62

5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы....................................

63

5.3. Концепции управления безопасностью полетов .................................

66

5.4. Процесс управления безопасностью .....................................................

69

5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов...................................

71

5.6. Показатели и заданные уровни безопасности ......................................

72

5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов……….

76

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ПРИ ОрВД …………………………….………………………..

79

6.1. Принципы оценки технологического риска при УВД……………….

79

6.2. Применение СУБД провайдерами услуг ОрВД…................................

81

6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВД……….

82

6.4. Новая «культура безопасности» при УВД ………………...................

84

Литература ………………………………………………………………….

85

Вопросы для самопроверки ………………………………………………...

86

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

AME - Инженер/механик/техник по техническому обслуживанию ВС

АПД - Анализ полетных данных

ГПБП - Глобальный план обеспечения безопасности полетов (ИКАО)

ГСАИ - Глобальная сеть авиационной информации

ДР - Допустимость риска

ЕВРОКОНТРОЛЬ - Европейская организация по обеспечению безопасности воздушной навигации

ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта

ИКАО - Международная организация гражданской авиации

ИСО - Международная организация по стандартизации

ИФАЛПА - Международная федерация ассоциаций линейных пилотов

ИФАТКА - Международная федерация ассоциаций диспетчеров УВД

МПД - Мониторинг полетных данных

МСДА - Международный совет деловой авиации

НПВУ - Наименьший практически возможный уровень

РПИ - Район полетной информации

ССОДБП - Системы сбора и обработки данных о безопасности полетов

СУБП - Система управления безопасностью полетов

СЭП - Стандартные эксплуатационные правила

УПП - Ущерб от постороннего предмета

УППКБП - Универсальная программа проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов

ФБП - Фонд безопасности полетов

ЦУК - Центр управления кризисной ситуацией

ACARS - Бортовая система связи воздушных судов для адресации и передачи сообщений

ADREP - Представление данных об авиационных происшест-виях/инцидентах (ИКАО)

AIRS - Система представления данных об инцидентах летным экипажем

ASR - Донесение о безопасности полетов

ASRS - Система донесений о безопасности полетов (США)

ATCO - Диспетчер УВД

CANSO - Организация по аэронавигационному обслуживанию гражданской авиации

CNS - Связь, навигация и наблюдение

CVR - Бортовой речевой самописец

EASA - Европейское агентство по безопасности полетов

ECCAIRS - Европейский координационный центр системы представления данных об авиационных инцидентах

EGPWS - Усовершенствованная система предупреждения о близости земли

FCO - Распоряжение летным экипажам

FMEA - Анализ режимов и последствий отказов

FMS - Система управления полетом

FOQA - Контроль качества летной работы

FPD - База данных программы АПД

FSO - Сотрудник, ответственный за безопасность полетов

GPWS - Система предупреждения о близости земли

HAZid - Выявление опасных факторов

LS - Система посадки по приборам

SASI - Международное общество специалистов по расследованию в целях обеспечения воздушной безопасности

SIM - Комплексная методология расследования опасных случаев

AA - Объединенное авиационное ведомство

AR - Единые авиационные требования (JAA) LOSA проверки безопаснос-ти полетов при производстве полетов авиакомпаниями

MNPS - Требования к минимальным навигационным характеристикам

MRM - Оптимизация работы персонала технического обслуживания

NБAA - Национальная ассоциация деловой авиации

OFSH - Справочник эксплуатанта по безопасности полетов

PANS - Правила аэронавигационного обслуживания

PANS - ATM - Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного движения

PANS-OPS - Правила аэронавигационного обслуживания. Производство полетов воздушных судов

RA - Рекомендация по разрешению угрозы столкновения

RNP - Требуемые навигационное характеристики

RVSM - Сокращенный минимум вертикального эшелонирования

SARPS - Стандарты и рекомендуемая практика (ИКАО)

SDR - Система представления данных об эксплуатационных трудностях

SHEL Software/ Hardware/ Environment/ Liveware (Процедуры/объект/среда/субъект)

SID - Стандартная схема вылета по приборам

SIL - Перечень проблем безопасности полетов

SIN - Постоянно действующие инструкции

STAR - Стандартная схема прибытия по приборам

STCA - Предупреждение о конфликтной ситуации краткосрочного характера

TRM - Оптимизация работы в команде