3.3. Ведомства гражданской авиации
Ведомство гражданской авиации (ВГА) является единым органом государства по реализации законодательных и регламентирующих положений, касающихся безопасности авиации. Фактически ВГА разрабатывает и представляет государственную программу обеспечения безопасности полетов. При выполнении этой задачи эффективные ВГА руководствуются следующим:
a) четким заявлением о своих концепциях и задачах (в отношении обеспечения безопасности полетов);
б) хорошо понимаемой и приемлемой совокупностью:
1) эксплуатационных принципов, таких, как предоставление по разумной стоимости безопасного и эффективного обслуживания, которое соответствует ожиданиям общества, а также уважительное отношение к регулируемым организациям (клиентам) и сотрудникам;
2) корпоративных ценностей, таких, как компетентность, открытость, справедливость, высокие моральные качества, уважение и отзывчивость к нуждам клиентов;
в) заявлением о целях администрации в области безопасности полетов; например, уменьшение вероятности и последствий небезопасных авиационных инцидентов, улучшение понимания во всей авиационной отрасли и в обществе в целом фактических мер, осуществляемых государством в области безопасности полетов;
г) методами достижения этих целей; например, уменьшение угрозы безопасности авиации путем выявления предприятий, где уровень безопасности полетов ниже приемлемых уровней, и поощрения этих организаций к возвращению к приемлемому уровню безопасности либо, в случае необходимости, аннулирования их сертификации.
Исходя из таких широких директив, на государственные административные органы, как правило, возлагаются обязанности по выполнению некоторых или всех из нижеследующих функций:
a) установление и введение правил, нормативных положений и процедур, призванных обеспечить безопасность и эффективность авиации, например:
1) выдача свидетельств персоналу;
2) порядок получения и продления срока действия:
— разрешения на эксплуатацию;
— удостоверений о годности к полетам;
— сертификации аэропорта и т. д.;
3) предоставление обслуживания воздушного движения;
4) (во многих государствах) проведение расследований авиационных происшествий и инцидентов;
б) внедрение системы надзора за безопасностью всей системы гражданской авиации путем осуществления наблюдения, инспекций и проверок состояния безопасности полетов и т. д.;
в) применение, в случае необходимости, принудительных мер;
г) мониторинг технологических новшеств и наилучшей отраслевой практики в целях повышения эффективности авиационной системы государства;
д) ведение базы авиационных данных, включая свидетельства и сертификаты, нарушения и сведения об авиационных происшествиях и инцидентах;
е) проведение анализа тенденций в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях/инцидентах и донесения о трудностях в выполнении служебных обязанностей;
ж) информационное обеспечение безопасности полетов посредством распространения специализированных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров по данной тематике и т.д.
Многие государства делегируют полномочия по расследованию происшествий и серьезных инцидентов (в соответствии с положениями Приложения 13) своим ВГА. Однако такая практика приводит к потенциальному конфликту интересов, который выражается в том, что от участников расследования могут потребовать отчета о недостатках в деятельности государства по осуществлению надзора за безопасностью полетов (возможно даже о результатах их собственной работы в качестве представителей органа регулирования). Все чаще государства создают специализированные агентства по расследованиям, независимые от регламентирующих полномочных органов.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки