logo
Осень 15 курс 3 ОрТОР / БП / Пособие_по_управлению_БП[1] исправ

3.3. Ведомства гражданской авиации

Ведомство гражданской авиации (ВГА) является единым органом государства по реализации законодательных и регламентирующих положений, касающихся безопасности авиации. Фактически ВГА разрабатывает и представляет государственную программу обеспечения безопасности полетов. При выполнении этой задачи эффективные ВГА руководствуются следующим:

a) четким заявлением о своих концепциях и задачах (в отношении обеспечения безопасности полетов);

б) хорошо понимаемой и приемлемой совокупностью:

1) эксплуатационных принципов, таких, как предоставление по разумной стоимости безопасного и эффективного обслуживания, которое соответствует ожиданиям общества, а также уважительное отношение к регулируемым организациям (клиентам) и сотрудникам;

2) корпоративных ценностей, таких, как компетентность, открытость, справедливость, высокие моральные качества, уважение и отзывчивость к нуждам клиентов;

в) заявлением о целях администрации в области безопасности полетов; например, уменьшение вероятности и последствий небезопасных авиационных инцидентов, улучшение понимания во всей авиационной отрасли и в обществе в целом фактических мер, осуществляемых государством в области безопасности полетов;

г) методами достижения этих целей; например, уменьшение угрозы безопасности авиации путем выявления предприятий, где уровень безопасности полетов ниже приемлемых уровней, и поощрения этих организаций к возвращению к приемлемому уровню безопасности либо, в случае необходимости, аннулирования их сертификации.

Исходя из таких широких директив, на государственные административные органы, как правило, возлагаются обязанности по выполнению некоторых или всех из нижеследующих функций:

a) установление и введение правил, нормативных положений и процедур, призванных обеспечить безопасность и эффективность авиации, например:

1) выдача свидетельств персоналу;

2) порядок получения и продления срока действия:

— разрешения на эксплуатацию;

— удостоверений о годности к полетам;

— сертификации аэропорта и т. д.;

3) предоставление обслуживания воздушного движения;

4) (во многих государствах) проведение расследований авиационных происшествий и инцидентов;

б) внедрение системы надзора за безопасностью всей системы гражданской авиации путем осуществления наблюдения, инспекций и проверок состояния безопасности полетов и т. д.;

в) применение, в случае необходимости, принудительных мер;

г) мониторинг технологических новшеств и наилучшей отраслевой практики в целях повышения эффективности авиационной системы государства;

д) ведение базы авиационных данных, включая свидетельства и сертификаты, нарушения и сведения об авиационных происшествиях и инцидентах;

е) проведение анализа тенденций в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях/инцидентах и донесения о трудностях в выполнении служебных обязанностей;

ж) информационное обеспечение безопасности полетов посредством распространения специализированных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров по данной тематике и т.д.

Многие государства делегируют полномочия по расследованию происшествий и серьезных инцидентов (в соответствии с положениями Приложения 13) своим ВГА. Однако такая практика приводит к потенциальному конфликту интересов, который выражается в том, что от участников расследования могут потребовать отчета о недостатках в деятельности государства по осуществлению надзора за безопасностью полетов (возможно даже о результатах их собственной работы в качестве представителей органа регулирования). Все чаще государства создают специализированные агентства по расследованиям, независимые от регламентирующих полномочных органов.