3.4. Результаты деятельности государств
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Независимо от обязательств договаривающихся государств соблюдать требования SARPS ИКАО они должны следить за уровнем безопасности, обеспечиваемым их национальными авиационными системами. Ниже приводятся некоторые признаки того, что в принятой государством программе обеспечения безопасности полетов, возможно, существуют недостатки:
a) несовершенные регулирующие законодательные акты и нормативные положения (неполные, устаревшие и т. д.);
б) потенциальный конфликт интересов (орган регулирования – поставщик обслуживания, учебное заведение – правоприменительный орган, расследование происшествий и инцидентов регламентирующим органом в случае ошибок, допущенных регламентирующим органом, и т.д.);
в) несовершенные инфраструктуры и системы гражданской авиации (навигационные средства и средства связи, аэродромы, организация воздушного пространства и т. д.);
г) ненадлежащее (неполное, устаревшее, непоследовательное) исполнение функций регулирования, таких, как выдача свидетельств, надзор и правоприменение (в связи с ограниченными ресурсами, политической ситуацией, введением чрезвычайного положения в стране и т. д.);
д) ненадлежащие ресурсы и организация в сравнении с масштабностью и сложностью нормативных требований (нехватка подготовленного и квалифицированного персонала, административных возможностей, информационной техники и т.д.);
е) атмосфера нестабильности и неопределенности в ВГА, способствующая снижению уровня качества и своевременности мер регулирования (моральное состояние персонала, политическое вмешательство, ограниченные ресурсы и т. д.);
ж) отсутствие официальных программ обеспечения безопасности полетов (добровольные программы донесения об инцидентах, проверки состояния безопасности полетов регламентирующими органами и т.д.);
з) застой во взглядах на вопросы безопасности полетов (возрастающая частота происшествий и инцидентов, слабая национальная культура безопасности, нежелание перенимать оправдавший себя передовой практический опыт и т. д.).
С другой стороны, наличие нижеследующих элементов в государственной программе обеспечения безопасности полетов указывает на то, что она обеспечивает надежную основу для сохранения желательных рамок безопасности:
a) административный механизм для координирования и интегрирования всех аспектов государственной программы по безопасности полетов в единое целое;
б) мониторинг результатов осуществления государством всех своих функций, связанных с безопасностью полетов (выдача свидетельств, сертификация, правоприменительная деятельность и т. д.);
в) наличие государственных программ выявления опасных факторов (обязательное представление данных об инцидентах, добровольное (некарательное) представление данных об инцидентах, донесения о трудностях в выполнении служебных обязанностей и т. д.);
г) наличие компетентных организаций для проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов (независимых от регламентирующих полномочных органов);
д) распределение ресурсов в зависимости от уровня риска в рамках всех регламентирующих функций (проактивное сосредоточение внимания органов регулирования на известных областях высокого риска);
е) активные и пассивные программы информационного обеспечения безопасности полетов.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки