2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
Обеспечение безопасности полетов и эффективное управление безопасностью полетов являются совместной ответственностью, распространяющейся на широкий спектр организаций и учреждений, включая международные организации, государственные полномочные органы регулирования гражданской авиации, владельцев и эксплуатантов воздушных судов, поставщиков аэронавигационного обслуживания, аэродромы, основных изготовителей воздушных судов, организаций по техническому обслуживанию, отраслевые объединения и профессиональные ассоциации, а также авиационные учебные учреждения и центры профессиональной подготовки. Кроме того, третьи стороны, обеспечивающие вспомогательное обслуживание авиации (включая обслуживание на подрядной основе), также несут определенную ответственность за обеспечение безопасности полетов.
В целом эти сферы ответственности включают следующее:
a) определение политики и стандартов, затрагивающих БП;
б) выделение ресурсов, необходимых для осуществления контроля факторов риска;
в) выявление и оценка угрозы безопасности;
г) принятие мер по устранению источников опасности или снижению соответствующего риска до установленного приемлемого уровня;
д) использование технических достижений в процессе проектирования и технического обслуживания оборудования;
е) проведение проверок состояния безопасности полетов и оценки эффективности программ обеспечения безопасности;
ж) расследование авиационных происшествий и серьезных инцидентов;
з) использование наиболее приемлемой передовой отраслевой практики;
и) информационное обеспечение безопасности полетов (включая обмен, связанный с безопасностью информации);
к) обновление нормативных положений, регулирующих безопасность гражданской авиации.
Процедуры и практика, применяемые на систематической основе для обеспечения безопасности полетов, в совокупности обычно называются системой управления безопасностью полетов (СУБП).
С точки зрения регулирования роль ИКАО заключается в разработке правил и инструктивных указаний по безопасному выполнению международных полетов, а также в содействии планированию и развитию воздушного транспорта. Эта задача в основном решается путем разработки стандартов и рекомендуемой практики (SARPS), которые содержатся в Приложениях к Чикагской конвенции и отражают наилучший эксплуатационный опыт государств. В правилах аэронавигационного обслуживания (PANS) приводится описание практики, выходящей за рамки SARPS, когда для обеспечения безопасности и эффективности полетов желательна определенная степень единообразия в международном масштабе. В аэронавигационных планах содержатся подробные требования к средствам и службам применительно к регионам ИКАО. По сути, указанные документы определяют международные рамки обеспечения безопасности и эффективности полетов.
На государства возложена значительная ответственность за создание условий, способствующих безопасному и эффективному выполнению полетов. Независимо от применяемых ими методов управления факторами риска государства, подписавшие Чикагскую конвенцию, обязаны соблюдать SARPS ИКАО. С этой целью государство должно:
- обеспечить законодательные и нормативные положения, необходимые для управления авиационной системой государства. Ниже перечислен ряд областей, требующих создания юридических рамок для эффективного обеспечения безопасности полетов:
1) авиационное законодательство устанавливает цели государства в отношении авиации – как коммерческой, так и частной. Как правило, такое законодательство включает концепцию государства в отношении безопасности авиации и разграничивает широкие сферы обязанностей, ответственности и полномочий для достижения указанных целей;
2) законы о промышленном производстве и торговле регулируют изготовление и продажу безопасного авиационного оборудования и предоставление услуг;
3) законы о труде (включая законы по гигиене и безопасности труда) устанавливают правила, регламентирующие производственную среду, в которой, как ожидается, служащие авиационной отрасли будут выполнять свои обязанности безопасным образом;
4) законы, регулирующие вопросы охраны труда, повышают уровень безопасности на рабочем месте; например, они определяют, кто имеет право входить в эксплуатационные зоны и при каких условиях. Кроме того, они могут обеспечить защиту информации, касающейся аспектов безопасности;
5) законы об охране окружающей среды, затрагивающие вопросы размещения аэропортов и навигационных средств, оказывают влияние на производство полетов воздушных судов (например, методы снижения шума).
- учредить соответствующий государственный орган с необходимыми полномочиями для обеспечения соблюдения установленных правил, что предусматривает:
1) учреждение необходимого, установленного законом органа и наделении его полномочиями по регулированию авиационной отрасли;
2) надлежащее укомплектование данного органа квалифицированными техническими специалистами;
3) поддержание эффективной системы проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, позволяющей оценить, насколько полно выполняются нормативные положения;
- ввести надлежащие механизмы надзора за безопасностью полетов для гарантирования поддержания эксплуатантами и поставщиками обслуживания приемлемого уровня безопасности при осуществлении своей деятельности.
Для обеспечения безопасности и эффективности ГА требуются значительная инфраструктура и аэронавигационное обслуживание, включая аэропорты, навигационные средства, организацию воздушного движения, метеорологическое обеспечение и полетно-информационное обслуживание. Ряд государств имеет в собственности и эксплуатирует свои собственные аэронавигационные службы и крупные аэропорты; другие имеют и эксплуатируют свои собственные национальные авиакомпании. Однако во многих государствах такие предприятия акционированы и функционируют под надзором государства. Государства должны обеспечивать инфраструктуру и обслуживание авиации, поддерживать их на уровне, гарантирующем выполнение международных обязательств и удовлетворение потребностей государства.
В тех случаях, когда функция регулирования и предоставление определенного вида обслуживания непосредственно контролируются единым государственным органом (например, ФАВТ), необходимо поддерживать четкое различие между этими двумя функциями, т.е. между поставщиком обслуживания и регламентирующим органом.
Наконец, государства обязаны быть “добропорядочными гражданами” в международном авиационном сообществе. Наилучшим способом достижения этого является обеспечение соблюдения положений Чикагской конвенции и SARPS ИКАО. Когда какое-либо государство не может адаптировать свое национальное законодательство и нормативные положения к SARPS ИКАО, оно должно уведомить о “различиях”. ИКАО публикует такие различия с тем, чтобы другие государства знали об отклонениях от международно-согласованных стандартов.
Существуют программы ИКАО, имеющие критически важное значение для обеспечения безопасности полетов. Для обеспечения надзора за соблюдением государственных законов и нормативных положений по безопасности полетов и достижением целей государства создаются соответствующие органы:
- на изготовителей оборудования возлагается ответственность за каждое новое поколение оборудования, включая усовершенствования, основанные на последних достижениях науки и эксплуатационном опыте. Изготовители выпускают оборудование, которое соответствует стандартам летной годности и другим стандартам национальных и иностранных правительств, а также отвечает требованиям покупателей в отношении экономических и технических характеристик.
Изготовители оборудования также готовят руководства и другую документацию на свою продукцию. Таким образом, качество документации, предоставляемое изготовителем, имеет важное значение. Кроме того, в рамках своих обязанностей по предоставлению документации на изделие по подготовке персонала и т.д. изготовители оборудования могут предоставить документацию по безопасности конкретного вида оборудования или данные, полученные в ходе эксплуатации того или иного компонента оборудования. Помимо этого, у крупных изготовителей воздушных судов имеются активные отделы по проблемам безопасности, в чьи функции входит отслеживание эксплуатационного опыта, передача поступающей от потребителей информации в производственный процесс и распространение информации по безопасности среди клиентов авиакомпаний.
На эксплуатантов воздушных судов возлагается ответственность за применение разнообразных мер по управлению безопасностью полетов. Такая деятельность зачастую осуществляется отделом по безопасности полетов, который отслеживает весь эксплуатационный опыт и вырабатывает независимые рекомендации для руководства компании относительно действий, необходимых для устранения или избежания выявленных опасных факторов либо для снижения соответствующего риска до приемлемого уровня.
Изложенные концепции управления безопасностью полетов дополняют существующие требования по соблюдению SARPS ИКАО и /или национальных нормативных положений.
На поставщиков обслуживания возлагается ответственность за эффективное обеспечение различных видов обслуживания, предоставляемого организациями, отличными от эксплуатантов воздушных судов.
Например:
a) организация воздушного движения;
б) аэродромное обслуживание, включая аэропортовые аварийные службы;
в) служба обеспечения безопасности в аэропорту;
г) средства навигации и связи.
Предполагается, что независимо от формы собственности или управленческой структуры какой-либо авиационной службы её руководители должны разработать и внедрить СУБП в рамках сферы своей компетенции. Приводимый в настоящем документе инструктивный материал в равной степени применим как к производству полетов, так и к авиационному обслуживанию независимо от того, осуществляется ли соответствующее управление государством или менеджментом частной компании.
На подрядчиков третьей стороны возлагается ответственность за обеспечение безопасного выполнения услуг по вспомогательному обслуживанию производства полетов в таких областях как заправка топливом; бортовое питание и другое наземное обслуживание воздушных судов; техническое обслуживание и капитальный ремонт воздушных судов; строительство и ремонт ВПП и рулежных дорожек; подготовка экипажей, а также планирование полетов, отправка рейсов и слежение за полетами.
Независимо от того, является ли подрядчик крупной организацией или мелким предпринимателем, нанимающий подрядчика, полномочный орган (например, авиакомпания, эксплуатант аэродрома или поставщик аэронавигационного обслуживания) несет полную ответственность за нейтрализацию риска, взятого на себя подрядчиком. В контракте должны быть оговорены подлежащие выполнению стандарты безопасности. В этом случае нанимающий полномочный орган обязан обеспечить соблюдение подрядчиком стандартов безопасности, указанных в этом контракте. Система СУБП должна гарантировать, чтобы уровень безопасности той или иной организации не снижался в результате услуг и поставок, обеспечиваемых внешними организациями.
Предпринимательские и профессиональные объединения также играют важную роль в управлении безопасностью полетов. Как правило, участвующие в этом процессе международные, национальные и региональные объединения создаются для продвижения коммерческих интересов; однако ни все более осознают прочную связь между безопасностью авиации и рентабельностью. Участвующие стороны понимают, что авиационное происшествие в одной авиакомпании может поставить под угрозу их собственное дело. Так, например, объединения авиакомпаний постоянно следят за происходящими в отрасли изменениями, касающимися технологий, процедур и практики. Их члены сотрудничают в области выявления опасных факторов и осуществления мер, необходимых для уменьшения или устранения этих недостатков. Благодаря таким объединениям многие авиакомпании в настоящее время обмениваются данными, относящимися к сфере безопасности, в целях совершенствования управления безопасностью полетов.
Аналогичным образом профессиональные объединения, представляющие интересы различных профессиональных групп (например, пилоты, диспетчеры УВД, инженеры AME и члены кабинного экипажа), проявляют активность в деле обеспечения безопасности полетов. Путем проведения исследований, анализа и отстаивания своих интересов такие группы предоставляют экспертные заключения по различным вопросам для выявления и уменьшения угрозы безопасности полетов.
Авиакомпании все чаще вступают в партнерские отношения или заключают союзы с другими авиакомпаниями в целях расширения своей структуры маршрутов, а это может привести к тому, что на определенном участке маршрута полеты выполняются другой авиакомпанией, а не той, которую ожидал пассажир. Такие договоренности могут затрагивать аспекты безопасности полетов. Ни одна авиакомпания не желает иметь отношения с небезопасным партнером. Для защиты своих собственных интересов партнеры по альянсу проводят взаимные проверки состояния безопасности полетов и тем самым повышают уровень безопасности полетов авиакомпаний.
В сообществе авиации общего назначения имеется система национальных и международных объединений, которые были созданы для повышения безопасности и отстаивания интересов этой части авиационного сообщества. Сектор деловой авиации также участвует в системе СУБП и в решении проблем безопасности в интересах своих членов.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки