5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
Эффективное управление безопасностью полетов включает три определяющих основных элемента. Указанные элементы и их характеристики перечислены ниже:
- Комплексный корпоративный подход к безопасности полетов. Он предполагает следующее:
1) возложение конечной ответственности за корпоративную безопасность на совет директоров и высшее должностное лицо с подтверждением корпоративных обязательств по обеспечению безопасности от высших эшелонов руководства организации;
2) наличие четко сформулированной концепции обеспечения безопасности полетов, поддерживаемой корпоративной политикой, включая некарательную политику в дисциплинарных вопросах;
3) наличие корпоративных целей в сфере безопасности с соответствующим планом менеджмента по достижению этих целей;
4) опубликование четко определенных ролей и обязанностей с конкретной ответственностью за вопросы безопасности и обеспечение доступности этих документов для всего персонала, связанного с обеспечением безопасности полетов;
5) наличие требования, предусматривающего пост независимого менеджера по вопросам безопасности полетов;
6) наличие свидетельств позитивной культуры безопасности во всей организации с возможностью их демонстрации;
7) последовательное проведение надзора за безопасностью независимо от руководства;
8) наличие системы документирования производственной политики, принципов, процедур и практики, влияющих на безопасность полетов;
9) регулярный пересмотр планов по повышению уровня безопасности полетов;
10) проведение официальных проверок состояния безопасности.
- Эффективные организационные методы внедрения стандартов по безопасности полетов. Например, к ним можно отнести следующее:
1) распределение ресурсов, ориентированное на факторы риска;
2) эффективное осуществление отбора, найма, развития и подготовки персонала;
3) внедрение стандартных эксплуатационных правил (СЭП), разработанных с участием заинтересованного персонала;
4) определение в масштабе организации конкретных квалификационных требований (и требований к подготовке в области безопасности) для всего персонала, чьи функции имеют отношение к обеспечению безопасности полетов;
5) установление стандартов для приобретения активов и подрядных услуг с проведением соответствующих контрольных проверок;
6) осуществление контроля над признаками ухудшения характеристик оборудования, систем и служб, имеющих важное значение для обеспечения безопасности полетов, в целях раннего их выявления и принятия корректирующих действий;
7) внедрение механизма, обеспечивающего мониторинг и регистрацию всех стандартов по безопасности в данной организации;
8) применение надлежащих методов выявления опасных факторов, оценки риска и эффективного управления ресурсами для контроля выявленных факторов риска;
9) разработка мер, обеспечивающих готовность к крупным изменениям в таких областях, как внедрение новых видов оборудования, процедур или типов операций, текучесть ключевых кадров, массовые временные увольнения в связи с приостановкой производственной деятельности или быстрое расширение деятельности, корпоративные слияния и приобретения;
10) разработка механизма, позволяющего персоналу сообщать о существенных проблемах в сфере безопасности менеджерам соответствующего уровня для их решения с последующим обратным уведомлением о предпринятых действиях;
11) планирование мер на случай аварийной ситуации и учебная отработка действий в целях проверки эффективности этого плана;
12) оценка коммерческой политики с точки зрения ее влияния на состояние безопасности полетов.
- Официальная система надзора за обеспечением безопасности полетов. Она включает такие элементы, как:
1) система анализа данных бортовых самописцев для мониторинга производства полетов и обнаружения несообщенных инцидентов, затрагивающих безопасность полетов;
2) охватывающая всю организацию система сбора донесений о случаях угрозы безопасности полетов или наличии небезопасных условий;
3) плановая и всеобъемлющая система проверок состояния безопасности полетов, которая обладает достаточной гибкостью, позволяющей сосредоточивать внимание на конкретных проблемах безопасности полетов по мере их возникновения;
4) система проведения внутренних расследований в сфере безопасности, принятия мер по исправлению ситуации и распространения связанной с безопасностью информации среди всего заинтересованного персонала;
5) системы эффективного использования данных, касающихся вопросов безопасности, для проведения анализа состояния безопасности и мониторинга организационных изменений в рамках процесса контроля факторов риска;
6) систематический анализ и внедрение передовой практики в области обеспечения безопасности полетов, принятой на других предприятиях;
7) периодические проверки независимым органом системы СУБП для подтверждения ее эффективности;
8) мониторинг линейными менеджерами текущей работы на всех критически важных для безопасности полетов участках в целях подтверждения соблюдения всех нормативных требований и принятых в компании стандартов и процедур, при этом особое внимание должно уделяться местной практике;
9) всеобъемлющая система документирования всех подлежащих применению правил безопасности полетов, принятых в организации политики, целей в области безопасности полетов, стандартов, СЭП, донесений об опасных инцидентах и т.д., а также обеспечения доступности такой документации для всего заинтересованного персонала;
10) механизм для постоянной популяризации вопросов безопасности полетов на основе измеряемых внутренних показателей безопасности.
Важно, чтобы масштаб СУБП соответствовал масштабу и степени сложности производства. Для крупных предприятий необходима более сложная СУБП, в то время как потребности более мелких предприятий с менее сложными структурами будут вполне обеспечиваться более простыми типами СУБП.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки