logo
Осень 15 курс 3 ОрТОР / БП / Пособие_по_управлению_БП[1] исправ

5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов

Эффективное управление безопасностью полетов включает три определяющих основных элемента. Указанные элементы и их характеристики перечислены ниже:

- Комплексный корпоративный подход к безопасности полетов. Он предполагает следующее:

1) возложение конечной ответственности за корпоративную безопасность на совет директоров и высшее должностное лицо с подтверждением корпоративных обязательств по обеспечению безопасности от высших эшелонов руководства организации;

2) наличие четко сформулированной концепции обеспечения безопасности полетов, поддерживаемой корпоративной политикой, включая некарательную политику в дисциплинарных вопросах;

3) наличие корпоративных целей в сфере безопасности с соответствующим планом менеджмента по достижению этих целей;

4) опубликование четко определенных ролей и обязанностей с конкретной ответственностью за вопросы безопасности и обеспечение доступности этих документов для всего персонала, связанного с обеспечением безопасности полетов;

5) наличие требования, предусматривающего пост независимого менеджера по вопросам безопасности полетов;

6) наличие свидетельств позитивной культуры безопасности во всей организации с возможностью их демонстрации;

7) последовательное проведение надзора за безопасностью независимо от руководства;

8) наличие системы документирования производственной политики, принципов, процедур и практики, влияющих на безопасность полетов;

9) регулярный пересмотр планов по повышению уровня безопасности полетов;

10) проведение официальных проверок состояния безопасности.

- Эффективные организационные методы внедрения стандартов по безопасности полетов. Например, к ним можно отнести следующее:

1) распределение ресурсов, ориентированное на факторы риска;

2) эффективное осуществление отбора, найма, развития и подготовки персонала;

3) внедрение стандартных эксплуатационных правил (СЭП), разработанных с участием заинтересованного персонала;

4) определение в масштабе организации конкретных квалификационных требований (и требований к подготовке в области безопасности) для всего персонала, чьи функции имеют отношение к обеспечению безопасности полетов;

5) установление стандартов для приобретения активов и подрядных услуг с проведением соответствующих контрольных проверок;

6) осуществление контроля над признаками ухудшения характеристик оборудования, систем и служб, имеющих важное значение для обеспечения безопасности полетов, в целях раннего их выявления и принятия корректирующих действий;

7) внедрение механизма, обеспечивающего мониторинг и регистрацию всех стандартов по безопасности в данной организации;

8) применение надлежащих методов выявления опасных факторов, оценки риска и эффективного управления ресурсами для контроля выявленных факторов риска;

9) разработка мер, обеспечивающих готовность к крупным изменениям в таких областях, как внедрение новых видов оборудования, процедур или типов операций, текучесть ключевых кадров, массовые временные увольнения в связи с приостановкой производственной деятельности или быстрое расширение деятельности, корпоративные слияния и приобретения;

10) разработка механизма, позволяющего персоналу сообщать о существенных проблемах в сфере безопасности менеджерам соответствующего уровня для их решения с последующим обратным уведомлением о предпринятых действиях;

11) планирование мер на случай аварийной ситуации и учебная отработка действий в целях проверки эффективности этого плана;

12) оценка коммерческой политики с точки зрения ее влияния на состояние безопасности полетов.

- Официальная система надзора за обеспечением безопасности полетов. Она включает такие элементы, как:

1) система анализа данных бортовых самописцев для мониторинга производства полетов и обнаружения несообщенных инцидентов, затрагивающих безопасность полетов;

2) охватывающая всю организацию система сбора донесений о случаях угрозы безопасности полетов или наличии небезопасных условий;

3) плановая и всеобъемлющая система проверок состояния безопасности полетов, которая обладает достаточной гибкостью, позволяющей сосредоточивать внимание на конкретных проблемах безопасности полетов по мере их возникновения;

4) система проведения внутренних расследований в сфере безопасности, принятия мер по исправлению ситуации и распространения связанной с безопасностью информации среди всего заинтересованного персонала;

5) системы эффективного использования данных, касающихся вопросов безопасности, для проведения анализа состояния безопасности и мониторинга организационных изменений в рамках процесса контроля факторов риска;

6) систематический анализ и внедрение передовой практики в области обеспечения безопасности полетов, принятой на других предприятиях;

7) периодические проверки независимым органом системы СУБП для подтверждения ее эффективности;

8) мониторинг линейными менеджерами текущей работы на всех критически важных для безопасности полетов участках в целях подтверждения соблюдения всех нормативных требований и принятых в компании стандартов и процедур, при этом особое внимание должно уделяться местной практике;

9) всеобъемлющая система документирования всех подлежащих применению правил безопасности полетов, принятых в организации политики, целей в области безопасности полетов, стандартов, СЭП, донесений об опасных инцидентах и т.д., а также обеспечения доступности такой документации для всего заинтересованного персонала;

10) механизм для постоянной популяризации вопросов безопасности полетов на основе измеряемых внутренних показателей безопасности.

Важно, чтобы масштаб СУБП соответствовал масштабу и степени сложности производства. Для крупных предприятий необходима более сложная СУБП, в то время как потребности более мелких предприятий с менее сложными структурами будут вполне обеспечиваться более простыми типами СУБП.