logo
Осень 15 курс 3 ОрТОР / БП / Пособие_по_управлению_БП[1] исправ

5.4. Процесс управления безопасностью

В концептуальном отношении процесс управления безопасностью сравним с циклом безопасности, приведенным на рис. 4.6, представляющим собой непрерывный процесс, идущий по замкнутому контуру, как это показано на рис. 5.2.

Управление безопасностью основывается на фактическом материале в том смысле, что для выявления источников опасности необходимо провести анализ данных. С помощью методики оценки риска устанавливаются приоритеты, чтобы смягчить потенциальные последствия существующих опасных факторов. Затем разрабатываются и реализуются с четким распределением сфер ответственности соответствующие стратегии, призванные уменьшить или ликвидировать указанные факторы. Ситуация подвергается переоценке на постоянной основе, и по мере необходимости принимаются дополнительные меры.

Ниже приводится краткое описание этапов процесса управления безопасностью, изображенных на рис. 5.2:

• Сбор данных. Первым шагом в процессе управления безопасностью является сбор связанных с безопасностью данных – фактического материала, необходимого для определения показателей безопасности или выявления скрытых небезопасных условий (опасных факторов). Указанные данные могут быть получены из любой части системы, а именно: используемое оборудование, эксплуатационный персонал, рабочие процедуры, взаимодействие “человек-оборудование-процедуры” и т.д.

• Анализ данных. Путем анализа всей относящейся к проблеме информации можно выявить опасные факторы. Можно также определить условия, в которых указанные факторы представляют реальную угрозу, их потенциальные последствия и вероятность наступления события (иными словами, что может произойти? Как? Когда?). Такой анализ может носить как качественный, так и количественный характер.

• Приоритизация небезопасных условий. С помощью процесса оценки риска определяется степень серьезности факторов опасности. Те из них, которые представляют наибольший риск, рассматриваются на предмет принятия мер по повышению уровня безопасности. Для этих целей может потребоваться анализ затрат и выгод.

• Разработка стратегий. Начиная с факторов риска, имеющих наивысший приоритет, можно рассмотреть несколько вариантов контроля этих факторов, например:

1) распределение риска среди максимально возможного круга лиц, берущих на себя риск (основной принцип страхования);

2) ликвидация риска (возможно, путем прекращения этих операций или практики);

3) принятие данного фактора риска и продолжение эксплуатационной деятельности без изменений;

4) уменьшение риска путем принятия мер, призванных снизить его уровень или как минимум облегчить его контроль.

Рис. 5.2. Процесс управления безопасностью

При выборе стратегии контроля риска необходимо проявлять осторожность, чтобы избежать привнесения новых факторов риска, в результате которых уровень безопасности станет неприемлемым.

• Утверждение стратегий. После проведения анализа факторов риска и выбора надлежащего плана действий необходимо получить согласие руководства на его реализацию. Проблема на данном этапе заключается в формулировании серьезного аргумента в пользу осуществления (возможно, дорогостоящих) изменений.

• Распределение обязанностей и реализация стратегий. После решения о продолжении указанных мероприятий необходимо разработать ”практические” аспекты реализации плана. Они включают вопросы выделения ресурсов, распределения обязанностей, составления графиков, пересмотра эксплуатационных правил и т. д.

• Повторная оценка ситуации. Реализация плана редко оказывается столь же успешной, как предполагалось изначально. Для получения замкнутого контура требуется обратная связь. Какие новые проблемы могли быть привнесены? В какой степени согласованная стратегия уменьшения риска соответствует ожидаемым результатам? Какие могут потребоваться изменения в системе или процессе?

• Сбор дополнительных данных. В зависимости от результатов повторной оценки ситуации может возникнуть необходимость в дополнительной информации и повторении полного цикла работ, чтобы добиться более высокой эффективности принятых мер безопасности.

Управление безопасностью требует аналитических навыков, которые руководству, возможно, не всегда приходится применять в каждодневной работе. Чем сложнее анализ, тем более настоятельной становится необходимость использования наиболее подходящих аналитических методов. Для замкнутого цикла процесса управления безопасностью также требуется обратная связь, позволяющая администрации проверить правильность своих решений и оценить эффективность их реализации.