5.3. Концепции управления безопасностью полетов
Основные элементы управления безопасностью
В самом упрощенном виде управление безопасностью включает выявление источника опасности и ликвидацию любых пробелов в системе защиты. Эффективное управление безопасностью представляет собой дисциплинарную область, предусматривающую системное применение целого ряда различных методов и мер в рамках всего спектра авиационной деятельности. Оно строится на трех основных элементах, а именно:
a) комплексный корпоративный подход к вопросам безопасности. Он задает тон системе обеспечения безопасности полетов. Указанный корпоративный подход основывается на культуре безопасности данной организации и охватывает принятые в ней задачи, цели и политику в области безопасности и, самое главное, обязательства старшего руководящего состава по обеспечению безопасности (рис. 5.1);
Рис. 5.1. Эшелонированная система защиты
б) эффективные организационные методы для обеспечения стандартов безопасности. Эффективные организационные методы требуются для налаживания необходимой деятельности и принятия мер, способствующих повышению уровня безопасности полетов. К данному ключевому элементу относятся используемые организацией методы реализации своей политики, своих задач и целей в области обеспечения безопасности, установления стандартов и выделения ресурсов. Основное внимание при этом уделяется опасным факторам и их потенциальному влиянию на деятельность, имеющую критически важное значение для безопасности полетов;
в) формальная система контроля над обеспечением безопасности полетов. Это необходимо для подтверждения неизменного выполнения данной организацией своей политики, своих задач, целей и стандартов в области безопасности полетов. Термин “контроль над обеспечением безопасности полетов” относится конкретно к мероприятиям государства, осуществляемым в рамках его программы по обеспечению безопасности полетов. Применительно к аналогичным мероприятиям, осуществляемым эксплуатантом или поставщиком обслуживания в рамках своей системы управления безопасностью полетов, часто используется термин “контроль над показателями безопасности”.
Более подробное описание каждого из этих ключевых элементов приводится в добавлении 1 к настоящей главе.
Стратегии управления безопасностью
Стратегия, принимаемая той или иной организацией для целей СУБП, отражает ее корпоративную культуру безопасности и может варьироваться от чисто ретроактивной, реагирующей только на происшествия, до стратегий, отличающихся высокой степенью упреждения в поиске решений проблем безопасности.
Ретроактивная стратегия обеспечения безопасности - это расследова-ние происшествий и подлежащих уведомлению инцидентов.
Данная стратегия оказывается полезной в ситуациях, связанных с отказами оборудования или с нештатными событиями. Эффективность ретроактивного подхода к вопросам управления безопасностью зависит от того, в какой степени расследование продвинется далее установления причин и проанализирует все факторы, способствовавшие созданию такой ситуации. Как правило, для ретроактивного подхода характерно следующее:
a) основное внимание в сфере безопасности администрация уделяет соблюдению минимальных требований;
б) оценка уровня безопасности основывается на подлежащих уведомлению происшествиях и инцидентах в условиях следующих ограничений:
1) любой анализ сводится только к рассмотрению фактических отказов;
2) имеющиеся данные недостаточны для точного определения тенденций, особенно тех, которые относятся к ошибке человека;
3) отсутствует глубокий анализ "коренных причин" и скрытых небезопасных условий, способствующих ошибке человека;
в) необходимо постоянно “догонять”, чтобы соответствовать уровню человеческой изобретательности в совершении новых видов ошибки.
Проактивная стратегия обеспечения безопасности - это активный сбор информации из различных источников, которая могла бы указать на возникающие проблемы в сфере безопасности.
Организации, осуществляющие проактивную стратегию управления безопасностью полетов, считают, что риск происшествий может быть сведен к минимуму путем выявления уязвимых мест, прежде чем они дадут сбой, и принятия необходимых мер по уменьшению этих рисков. Соответственно, они активно выявляют системные небезопасные условия, используя такой инструментарий, как:
a) системы представления данных об опасных факторах и инцидентах, способствующие выявлению скрытых небезопасных условий;
б) обследование состояния безопасности полетов для получения информации и замечаний от авиационного персонала в отношении неудовлетворительных областей и условий, которые могут способствовать возникновению происшествия;
в) анализ данных бортовых самописцев для выявления эксплуатацион-ных нарушений и подтверждения нормальных эксплуатационных правил;
г) оперативные инспекции или проверки всех аспектов производства полетов для выявления уязвимых мест до того, как авиационные происшествия, инциденты или незначительные события в сфере безопасности подтвердят наличие какой-либо проблемы;
д) политика учета и реализации инструкций, содержащихся в эксплуатационных бюллетенях изготовителей.
Ключевые направления деятельности в сфере управления безопасностью
Организации, наиболее успешно управляющие безопасностью полетов, на практике осуществляют ряд общих для них видов деятельности. Некоторые из этих конкретных мер описаны ниже:
• Организационный аспект. Меры направленные на то, чтобы создавалась культура безопасности и снижались убытки, связанные с авиационными происшествиями. Как правило, в организациях действует официальная СУБП.
• Оценка аспектов безопасности. В процессе работы анализируют предложения по внесению изменений в оборудование или процедуры, с тем чтобы выявить недостатки и смягчить их последствия до того, как эти изменения будут реализованы.
• Представление данных об опасных случаях. Должен быть установлен официальный порядок представления данных об опасных событиях и других небезопасных условиях.
• Методы выявления опасных факторов. В рамках своих организаций должны повсеместно применяться ретроактивные и проактивные системы выявления опасных факторов, такие, как добровольное представление данных об инцидентах, обследование состояния безопасности, оперативные проверки состояния безопасности и оценки аспектов безопасности.
Существует ряд методов оценки состояния безопасности полетов, которые эффективно выявляют опасные факторы. Например, анализ полетных данных (АПД), проверки состояния безопасности полетов авиакомпаний (LOSA) и обследования состояния безопасности полетов при работе в нормальных условиях (NOSS).
• Расследование и анализ. По получении данных об инцидентах и небезопасных условиях должны предприниматься соответствующие действия и, по мере необходимости, инициироваться проведения компетентных расследований и анализа состояния безопасности полетов.
• Мониторинг результатов. Этот процесс активно стимулирует обратную связь, необходимую для обеспечения замкнутого контура процесса управления безопасностью полетов, используя такие методы, как мониторинг тенденций и проведение внутренних проверок состояния безопасности полетов.
• Популяризация вопросов безопасности полетов. В процессе работы активно распространяют результаты расследований и анализа состояния безопасности полетов, обмениваясь уроками в сфере безопасности полетов, извлеченными как из внутреннего, так и внешнего опыта, когда этого требуют обстоятельства.
• Надзор за безопасностью полетов. Как в государстве (регламентирующая сторона), так и в регулируемой организации действуют системы контроля и оценки показателей безопасности полетов.
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Глава 1. Краткий обзор
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Концепция безопасности полетов
- 1.3. Необходимость в управлении безопасностью полетов
- 1.4. Требования икао
- 1.5. Приемлемый уровень безопасности полетов
- 1.6. Участники процесса обеспечения безопасности полетов
- 1.7. Подходы к управлению безопасностью полетов
- Глава 2. Ответственность за обеспечение безопасности полетов
- 2.1. Стороны, ответственные за обеспечение безопасности полетов
- 2.2. Особая ответственность руководства за безопасность полетов
- 2.3. Ответственность и подотчетность
- 2.4. Глобальное сотрудничество
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Регламентирующие функции
- 3.3. Ведомства гражданской авиации
- 3.4. Результаты деятельности государств
- Глава 4. Концепция безопасности полетов
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Концепция риска
- 4.3. Авиационные происшествия и инциденты
- 4.4. Причины происшествий
- 4.5. Контекст возникновения авиационных происшествий и инцидентов
- 4.6. Модель « shel»
- 4.7. Корпоративная культура безопасности
- 4.8. Ошибка человека
- 4.9. Циклы безопасности
- 4.10. Критерии целесообразности расходов
- Глава 5. Основы управления безопасностью полетов
- 5.1. Принципы управления безопасностью полетов
- 5.2. Факторы, влияющие на безопасность системы
- 5.3. Концепции управления безопасностью полетов
- 5.4. Процесс управления безопасностью
- 5.5. Надзор за обеспечением безопасности полетов
- 5.6. Показатели и заданные уровни безопасности
- 5.7. Три основных элемента управления безопасностью полетов
- Глава 6. Особенности управления безопасностью полетов при ОрВд
- 6.3. Требования к методам достижения безопасности при ОрВд
- 6.4. Новая «культура безопасности» при увд
- Литература
- Вопросы для самопроверки