4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
Номенклатуру оценочных показателей и характеристик разгонных и скоростных свойств АТС, а также методы их испытаний регламентирует ГОСТ 22576-90.
К показателям и характеристикам разгонных: свойств (приемистости) относятся: 1) время разгона на заданном пути; 2) время разгона до заданной скорости; 3) скоростная характеристика "Разгон-выбег"; 4) скоростная характеристика "Разгон на передаче, обеспечивающей максимальную скорость".
Для оценки скоростных свойств используется показатель максимальной скорости.
Измерения скоростных и разгонных свойств проводят на твердом, гладком, горизонтальном и сухом участке дороги с хорошим сцеплением, либо на стенде с беговыми барабанами, обеспечивающем воспроизведение сил сопротивлений движению. Длина измерительного участка должна быть не менее 2000 м, продольный уклон - не более 0,5% на участке длиной не более 50 м.
Все испытания проводят при следующих атмосферных условиях.
1. Скорость ветра - не более 3 м/с.
2. Температура воздуха - не ниже + 3°С.
3. Атмосферное давление - не ниже 910 ГПа.
5. Относительная влажность - не выше 95%.
6. Плотность воздуха не должна отличаться более чем на 7,5 % от плотности воздуха при нормальных атмосферных условиях (1,189 кг/м3).
Максимальная скорость движения определяется на передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения при полной подаче топлива (педаль управления подачей топлива должна быть нажата до упора). Согласно ГОСТ 21398-89 на горизонтальной дороге с сухим, твердым и ровным покрытием максимальная скорость грузовых атс должна быть не менее:
110 км/ч - для одиночных автомобилей с полной массой не более 3,5 т;
95 км/ч - для одиночных автомобилей с полной массой 3,5 т и более;
85 км/ч - для автомобилей в составе автопоезда;
100 км/ч - для автомобилей в составе автопоезда, специально предназначенного для междугородных и международных перевозок.
Время разгона на заданном пути - это минимальные затраты времени на прохождение 400 и 1000 м пути при разгоне автомобиля с места. При испытаниях разгоны выполняют при полной подаче топлива и переключении передач при номинальной скорости (номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя) или при скорости (частоте вращения), ограниченной регулятором. При наличии делителя переключения передач производят согласно рекомендации предприятия-изготовителя; при отсутствии рекомендаций используется верхний ряд передач (в делителе устанавливается высшая передача) .
Время разгона до заданной скорости устанавливается аналогичным образом или по записанному с помощью приборов графику разгона. При этом устанавливаются следующие значения конечной скорости разгона:
100 км/ч - для АТС всех типов полной массой до 3,5 т:
80 км/ч - для грузовых автомобилей, автобусов (кроме городских) полной массой свыше 3,5 т и автопоездов;
60 км/ч - для городских автобусов.
Для АТС, имеющих максимальную скорость ниже заданной или выше ее не более чем на 5 км/ч, принимается ближайшая меньшая скорость, кратная десяти.
Скоростная характеристика "Разгон-выбег" - это зависимость скорости движения автомобиля от пути и времени разгона с места и его выбега с выключенной передачей до остановки. Для определения характеристики автомобиль разгоняется с места до максимальной скорости, достигаемой на пути 2000 м, после чего переводится в накат до остановки. При этом разгон автомобиля осуществляют при полной подаче топлива и переключении передач при номинальных частотах вращения двигателя. Параметры движения (путь, время, скорость) регистрируются с помощью измерительной аппаратуры.
Скоростная характеристика "Разгон на передаче, обеспечивающей максимальную скорость" определяется при разгоне автомобиля с минимальной скорости на этой передаче до скорости 90% от максимальной при полной подаче топлива.
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля