logo search
Лекции Теория автомобиля

5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств

Для оценки топливной экономичности автотранспортных средств ГОСТ 20306-90 предусматривает следующие показатели и характеристики.

1. Контрольный расход топлива.

2. Расход топлива в магистральном цикле на дороге.

3. Расход топлива в городском цикле на дороге.

4. Расход топлива в городском цикле на стенде.

5. Топливная характеристика установившегося движения.

6. Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге.

Условия проведения испытаний следующие:

А. Скорость установившегося движения (при определении контрольного расхода топлива):

40 и 60 км/ч - для городских автобусов и полноприводных автомобилей с полной массой свыше 3,5 т;

60 и 80 км/ч - для грузовых автомобилей и автопоездов, а также специальных, междугородных и дальнего следования автобусов с полной массой свыше 3,5 т;

90 и 120 км/ч - для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов с полной массой до 3,5 т.

Б. Нагрузка: 100 % - для всех АТС с полной массой свыше 3,5 т;

50 % - для АТС с полной массой до 3,5 т.

В. Дорожные условия (кроме характеристики на магистрально-холмистой дороге): прямая, горизонтальная, асфальтобетонная или цементобетонная дорога длиной не менее 1 км.

Г. Атмосферные условия: скорость ветра - не более 3 м/с, температура воздуха - не ниже 3 °С; атмосферное давление - не ниже 910 ГПа (683 мм рт.ст.); относительная влажность воздуха - не выше 95%; отсутствие осадков.

Контрольный расход топлива - это осредненный путевой расход топлива, соответствующий двум установившимся скоростям движения автомобиля на высшей передаче с определенной массой груза.

Контрольный расход топлива для всех АТС с полной массой свыше 3,5 т вычисляют по формуле:

qкр = (qs1 + qs2)/2, (115)

где qs1 и qs2 - расходы топлива, соответствующие двум заданным

скоростям движения, л/100 км.

Для легковых и всех других автомобилей с полной массой до 3,5 т численные значения контрольного расхода топлива определяют по формуле:

qкр = 0,25(qs1+ qs2) + 0,5 qгец, (116)

где qгец - расход топлива в городском ездовом цикле (ГЕЦ) на стенде, л/100км.

Топливная характеристика установившегося движения - это зависимость путевого расхода топлива от скорости установившегося движения автомобиля. При экспериментальном определении топливной характеристики условия проведения испытаний аналогичны условиям определения контрольного расхода топлива. Единственное отличие заключается в том, что путевой расход топлива определяется не при двух фиксированных скоростях движения, а для целого ряда скоростей, кратных десяти, начиная от максимальной и кончая минимальной устойчивой скоростью. При этом скорости движения легковых автомобилей задают через 20 км/ч, а грузовых и автобусов - через 10 км/ч. По своему физическому смыслу данная характеристика выражает минимальный расход топлива при различных скоростях установившегося автомобиля на высшей передаче с заданной нагрузкой.

Расход топлива в магистральном цикле на дороге - это расход топлива, полученный на прямой горизонтальной дороге при имитации магистрального режима движения автомобиля.

Скоростной режим движения имитируется в соответствии с операционной картой, предусматривающей разгоны, движение с постоянной скоростью, замедления двигателем. Схема магистрального ездового цикла (МЕЦ) для автомобилей с полной массой до 3,5 т, а также туристских и междугородных автобусов представлена на рис. 27.

Рис. 27. Схема ездового цикла, имитирующего магистральный

режим движения

МЕЦ осуществляется на прямой, горизонтальной, асфальтобетонной или цементобетонной дороге длиной не менее 4 км. Нагрузка и атмосферные условия должны быть такими же, как и при определении контрольного расхода топлива.

Расход топлива в МЕЦ на дороге используется для оценки топливной экономичности автомобилей при движении на загородных магистралях.

Расход топлива в городском цикле на стенде - это расход топлива, полученный при имитации городского движения на стенде в соответствии с международными требованиями.

Данный показатель рассчитан только на автомобили с полной массой до 3,5 т, т.е. на легковые автомобили, микроавтобусы и грузовые автомобили особо малой грузоподъёмности. Имитация движения на стенде осуществляется в соответствии с операционной картой. В процессе испытаний цикл повторяется без перерыва 11 раз. При этом первые пять прогонов цикла предназначены для прогрева всех узлов и агрегатов автомобиля. Непосредственно измерения расхода топлива производят троекратно в следующих друг за другом прогонах пар циклов: 6-7, 8-9, 10-11. Средний расход определяют как среднее арифметическое трех последовательных измерений.

Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге - это зависимость расхода топлива и средней скорости от допускаемой скорости движения, полученная на магистрально-холмистой дороге с заданной характеристикой при движении в заданном режиме (рис. 28).

Рис. 28. Топливно-скоростная характеристика на

магистрально-холмистой дороге

Данная характеристика определяется на измерительном участке цементно- или асфальтобетонной дороги, находящемся на высоте над уровнем моря не более 1000 м, длиной 13 - 15 км, имеющем продольный профиль с чередующимися подъёмами и спусками длиной до 600 - 800 м и уклонами до 4%. Концы участка должны располагаться на одной высоте над уровнем моря. Атмосферные условия и нагрузка должны быть такими же, как при определении контрольного расхода топлива.

Для определения каждой точки зависимостей qs = f(Vдоп) и Vs= f(Vдоп) автомобиль совершает пробег по измерительному участку с максимально возможной скоростью, не превышающей заранее установленный предел (Vдоп). Количество таких пределов (допускаемых скоростей) принимается с таким расчетом, чтобы число заездов было не менее четырёх, а скорости Vдоп находились в пределах от 40 км/ч до Vmax и были кратны десяти. На основании измерений определяется средний расход топлива и средняя скорость движения для каждого заезда, соответствующего определённой допускаемой скорости. После того строят графики зависимости среднего расхода топлива и средней скорости от величины допускаемой скорости. Топливно-скоростная характеристика используется для совместной оценки скоростных свойств и топливной экономичности при работе автомобиля на дорогах магистрально-холмистого типа.