5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
Для оценки топливной экономичности автотранспортных средств ГОСТ 20306-90 предусматривает следующие показатели и характеристики.
1. Контрольный расход топлива.
2. Расход топлива в магистральном цикле на дороге.
3. Расход топлива в городском цикле на дороге.
4. Расход топлива в городском цикле на стенде.
5. Топливная характеристика установившегося движения.
6. Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге.
Условия проведения испытаний следующие:
А. Скорость установившегося движения (при определении контрольного расхода топлива):
40 и 60 км/ч - для городских автобусов и полноприводных автомобилей с полной массой свыше 3,5 т;
60 и 80 км/ч - для грузовых автомобилей и автопоездов, а также специальных, междугородных и дальнего следования автобусов с полной массой свыше 3,5 т;
90 и 120 км/ч - для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов с полной массой до 3,5 т.
Б. Нагрузка: 100 % - для всех АТС с полной массой свыше 3,5 т;
50 % - для АТС с полной массой до 3,5 т.
В. Дорожные условия (кроме характеристики на магистрально-холмистой дороге): прямая, горизонтальная, асфальтобетонная или цементобетонная дорога длиной не менее 1 км.
Г. Атмосферные условия: скорость ветра - не более 3 м/с, температура воздуха - не ниже 3 °С; атмосферное давление - не ниже 910 ГПа (683 мм рт.ст.); относительная влажность воздуха - не выше 95%; отсутствие осадков.
Контрольный расход топлива - это осредненный путевой расход топлива, соответствующий двум установившимся скоростям движения автомобиля на высшей передаче с определенной массой груза.
Контрольный расход топлива для всех АТС с полной массой свыше 3,5 т вычисляют по формуле:
qкр = (qs1 + qs2)/2, (115)
где qs1 и qs2 - расходы топлива, соответствующие двум заданным
скоростям движения, л/100 км.
Для легковых и всех других автомобилей с полной массой до 3,5 т численные значения контрольного расхода топлива определяют по формуле:
qкр = 0,25(qs1+ qs2) + 0,5 qгец, (116)
где qгец - расход топлива в городском ездовом цикле (ГЕЦ) на стенде, л/100км.
Топливная характеристика установившегося движения - это зависимость путевого расхода топлива от скорости установившегося движения автомобиля. При экспериментальном определении топливной характеристики условия проведения испытаний аналогичны условиям определения контрольного расхода топлива. Единственное отличие заключается в том, что путевой расход топлива определяется не при двух фиксированных скоростях движения, а для целого ряда скоростей, кратных десяти, начиная от максимальной и кончая минимальной устойчивой скоростью. При этом скорости движения легковых автомобилей задают через 20 км/ч, а грузовых и автобусов - через 10 км/ч. По своему физическому смыслу данная характеристика выражает минимальный расход топлива при различных скоростях установившегося автомобиля на высшей передаче с заданной нагрузкой.
Расход топлива в магистральном цикле на дороге - это расход топлива, полученный на прямой горизонтальной дороге при имитации магистрального режима движения автомобиля.
Скоростной режим движения имитируется в соответствии с операционной картой, предусматривающей разгоны, движение с постоянной скоростью, замедления двигателем. Схема магистрального ездового цикла (МЕЦ) для автомобилей с полной массой до 3,5 т, а также туристских и междугородных автобусов представлена на рис. 27.
Рис. 27. Схема ездового цикла, имитирующего магистральный
режим движения
МЕЦ осуществляется на прямой, горизонтальной, асфальтобетонной или цементобетонной дороге длиной не менее 4 км. Нагрузка и атмосферные условия должны быть такими же, как и при определении контрольного расхода топлива.
Расход топлива в МЕЦ на дороге используется для оценки топливной экономичности автомобилей при движении на загородных магистралях.
Расход топлива в городском цикле на стенде - это расход топлива, полученный при имитации городского движения на стенде в соответствии с международными требованиями.
Данный показатель рассчитан только на автомобили с полной массой до 3,5 т, т.е. на легковые автомобили, микроавтобусы и грузовые автомобили особо малой грузоподъёмности. Имитация движения на стенде осуществляется в соответствии с операционной картой. В процессе испытаний цикл повторяется без перерыва 11 раз. При этом первые пять прогонов цикла предназначены для прогрева всех узлов и агрегатов автомобиля. Непосредственно измерения расхода топлива производят троекратно в следующих друг за другом прогонах пар циклов: 6-7, 8-9, 10-11. Средний расход определяют как среднее арифметическое трех последовательных измерений.
Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге - это зависимость расхода топлива и средней скорости от допускаемой скорости движения, полученная на магистрально-холмистой дороге с заданной характеристикой при движении в заданном режиме (рис. 28).
Рис. 28. Топливно-скоростная характеристика на
магистрально-холмистой дороге
Данная характеристика определяется на измерительном участке цементно- или асфальтобетонной дороги, находящемся на высоте над уровнем моря не более 1000 м, длиной 13 - 15 км, имеющем продольный профиль с чередующимися подъёмами и спусками длиной до 600 - 800 м и уклонами до 4%. Концы участка должны располагаться на одной высоте над уровнем моря. Атмосферные условия и нагрузка должны быть такими же, как при определении контрольного расхода топлива.
Для определения каждой точки зависимостей qs = f(Vдоп) и Vs= f(Vдоп) автомобиль совершает пробег по измерительному участку с максимально возможной скоростью, не превышающей заранее установленный предел (Vдоп). Количество таких пределов (допускаемых скоростей) принимается с таким расчетом, чтобы число заездов было не менее четырёх, а скорости Vдоп находились в пределах от 40 км/ч до Vmax и были кратны десяти. На основании измерений определяется средний расход топлива и средняя скорость движения для каждого заезда, соответствующего определённой допускаемой скорости. После того строят графики зависимости среднего расхода топлива и средней скорости от величины допускаемой скорости. Топливно-скоростная характеристика используется для совместной оценки скоростных свойств и топливной экономичности при работе автомобиля на дорогах магистрально-холмистого типа.
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля