5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
Норма расхода топлива - это плановое количество топлива, предназначенное для выполнения единицы пробега или транспортной работы.
Нормы расхода топлива бывают: индивидуальными и групповыми.
Индивидуальная норма (линейная норма) – это плановый расход топлива, установленный для конкретной марки или модели автомобиля. Предусматривается три вида эксплуатационных (линейных) норм:
1) на пробег (л/100 км);
2) на транспортную работу (л/100 ткм);
3) на ездку с грузом (л/ездка).
Указанные нормы служат инструментом расчета потребности в топливе и используются для взаиморасчетов АТП и водителей автотранспортных средств.
Групповая норма – это норма расхода топлива на выполнение единицы транспортной работы, рассчитанная на некоторую группу автомобилей.
В общем случае расход топлива за некоторый период эксплуатации автомобиля складывается из двух составляющих:
Q = Qs + Qхх, (117)
где Qs - расход топлива во время движения;
Qхх - расход топлива двигателем при его работе на холостом ходу во время стоянок и остановок на линии.
Величина расхода топлива в период движения автомобиля (Qs) может быть найдена путем интегрирования функции мгновенного расхода по пробегу:
Qs = = qos(Pд + Po + Pтр + P + Pw + Pj)dS =
= qos(Pд + Po + Pтр + (Go + Gгр) + Pw + (Mо + Мгр)ja)dS, (118)
где q(S) - функция от мгновенного расхода топлива;
- коэффициент сопротивления дороги;
- коэффициент учета вращающихся масс;
ja - ускорение автомобиля.
Представим данный интеграл в виде двух интегралов:
Qs = qos(Pд + Po + Pтр + Go + Pw + Mоja)dS +
+ qos(Gгр + Мгрja)dS. (119)
Таким образом, расход топлива в процессе движения может быть представлен в следующем виде:
Qs = H1 + H2 , (120)
где H1 – норма расхода топлива на передвижение автомобиля;
Н2 – норма расхода топлива на единицу транспортной работы.
Величина расхода топлива на холостом ходу может быть выражена формулой:
Qxx = QexxZe = Н3Ze, (121)
где Qexx – усредненный расход топлива;
Ze – число ездок;
Н3 – дополнительная норма расхода топлива на одну ездку с грузом.
Таким образом, в общем случае величину эксплуатационного расхода топлива можно выразить следующей формулой:
Qs = (H1 + H2 )к + Н3Ze, (122)
где к – надбавка, учитывающая условия эксплуатации, %.
Существует три способа определения норм расхода топлива: опытно-экспериментальный, расчетно-статистический, расчетно-аналитический.
Согласно Р 3112194-0366-97, норма расхода топлива на пробег (H1) устанавливается применительно к каждой марке и модели автомобиля, а значение других зависит от вида автомобиля и применяемого топлива (табл. 5).
Таблица 5
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля