7.7. Распределение тормозных усилий между осями
Предельные значения продольных реакций на передних и задних колесах определяются нормальными реакциями и коэффициентом сцепления шин с дорогой:
Rx1мах = R z1x; (162)
Rx2мах =Rz2x. (163)
Значения касательных реакций достигают указанных пределов, если тормозные механизмы создают соответствующие моменты:
Мт1 = Rx1мах r = Rz1xr; (164)
Mт2 = Rx2мах r = Rz2xr. (165)
Так как при торможении автомобиля происходит перераспределение нормальных реакций на колесах, то можно заключить, что должны перераспределяться и тормозные моменты. При этом соотношение моментов на колесах передней и задней оси должно быть таким же, как и соотношение нормальных реакций:
. (166)
Для автомобилей значения нормальных реакций, прикладываемых к передним и задним колесам, выражаются формулами (74) и (75). При использовании указанных формул применительно к экстренному торможению целесообразно учитывать следующее:
а) при экстренном торможении в фазе установившегося замедления величина замедления зависит от коэффициента сцепления и угла продольного уклона дороги: j = g(xcos sin);
б) сопротивление воздуха вследствие падения скорости резко снижается, поэтому влиянием аэродинамической силы можно пренебречь, т.е. принять Рw 0.
Составим уравнение состояния автомобиля относительно поперечных осей проходящих через т.О1 и т.О2:
Rz2L – aGacos - hwPw - hцт(P + Pj) = 0; (167)
Rz1L – ВGacos + hwPw + hцт(P + Pj) = 0. (168)
В случаи экстренного торможения Pw = 0, а Pj = jMa = Mag(xcos sin), величины нормальных реакций на колесах одиночного автомобиля можно выразить формулами:
Rz2 = ; (169)
Rz1 = (170)
По горизонтальной дороге при = 0 значения Rz1 и Rz2 можно выразить формулами:
Rz1 = ; (171)
Rz2 = . (172)
Подставляя (171) и (172) в формулу (166), в итоге получим оптимальное для экстренного торможения соотношение тормозных моментов на передних и задних колесах (См):
. (173)
Распределение тормозных усилий между осями автомобиля можно характеризовать не только показателем См, но и так называемым коэффициентом распределения суммарной тормозной силы (т), который показывает долю тормозного усилия на передних колесах от суммарного тормозного усилия всех колес:
т = . (174)
Как следует из формул (173) и (174), оптимальное соотношение моментов зависит от расположения центра масс автомобиля (а, В, hцт) и особенно сцепления шин с дорогой (х).
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля