logo search
Лекции Теория автомобиля

7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления

Найдем, исходя из полного использования сил сцепления всех колес (Rх1мах = Rz1x, Rх2мах = Rz2x), максимально возможное замедление. Для этого подставим в (127) выражения предельных значений продольных реакций:

jзмах = (Rz1x + Rz2x + P + Pw)/Ма =g =

= g = g . (145)

Учитывая, что значение лобовой аэродинамической силы относительно веса автомобиля невелико, последним членом можно пренебречь. В итоге получим:

jзмах  g . (146)

Из полученной формулы видно, что величина максимального замедления непосредственно не зависит от массы автомобиля и определяется коэффициентом сцепления и продольным уклоном дороги.

Для автомобилей, в тормозном приводе которых нет автоматических регуляторов, теоретические значения предельных замедлений, соответствующие формуле (146), как правило, недостижимы. Различие в теоретическом и реально достигаемом замедлении объясняется тем, что формулы (145)-(146) получены для условий одновременного и полного использования всеми колесами, сил сцепления. У автомобилей без автоматических регуляторов одновременное достижение всеми колесами предельных значений касательных реакций, как правило, не происходит: в одних условиях первыми достигают предела по сцеплении передние колеса, в других - задние. Кроме того, при переходе колес одного моста в юз силы их сцепления из-за падения х существенно уменьшаются, а на колесах другого еще не успевают достигнуть предела. Вследствие это сумма тормозных сил оказывается меньше, чем при одновременном достижении колес предельных состояний. Чтобы приблизить расчетные значения замедлений к тем, которые фактически обеспечивают тормозные системы без регуляторов, Д.П. Великановым был предложен поправочный коэффициент Кэ, который был назван коэффициентом эффективности экстренного торможения. С учетом коэффициента Кэ формула (146) может быть записана следующим образом:

jзмах = . (147)

Значения коэффициента эффективности применительно к дорогам с относительно хорошим сцеплением (х > 0,4) ориентировочно равны: 1,20 - для легковых автомобилей; 1,30 - 1,40 - для грузовых автомобилей и автобусов. При торможении на скользких дорогах (х < 0,4) значение Кэ = 1.