4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
4.3.1. Рабочий процесс ГДТ
В простейшем виде гидротрансформатор /4/ состоит из центробежного насоса Н, вращаемого коленвалом двигателя, турбины Т, соединенной механическим приводом с ведущими колесами автомобиля, и реактора Р, представляющего собой неподвижно закрепленное колесо с лопатками. Все три колеса гидротрансформатора – Н, Т, Р образуют замкнутую полость (круг циркуляции), в которой происходит непрерывное движение жидкости от насоса к турбине, из турбины на лопатки реактора, а оттуда обратно в насос. Поток масла, вытекающий из насоса, увлекает за собой колесо турбины и заставляет его вращаться вокруг оси коленвала (рис. 25).
Вид Б Вид В
в г
Рис. 25. Гидротрансформатор (а) и схемы движения жидкости (б, в, г)
ГДТ, у которых турбинное колесо вращается в ту же сторону, что и насосное, называют гидротрансформатором прямого действия. Лопасти турбинного колеса направлены таким образом, что вектор относительной скорости движения жидкости направлен от периферии к оси вращения колеса (рис. 25,б). Стекая с лопастей турбинного колеса, жидкость оказывается в реакторе, который, играя роль направляющего устройства, вновь подает жидкость в насосное колесо. Однако в случае ее разблокирования реактор получает возможность свободно вращаться вокруг общей оси, в результате чего ГДТ переходит на режим работы гидромуфты, у которой имеется только 2 лопастных колеса (насосное и турбинное). ГДТ, у которых реактор может отсоединяться от опоры и свободно вращаться, обеспечивая его переход в режим гидромуфты, называется комплексным.
Крутящий момент, прикладываемый к насосному колесу со стороны двигателя, численно равен моменту сил сопротивления, которые создает приводимая в движение жидкость. При этом момент сил сопротивления определяется изменением момента количества движения жидкости в единицу времени:
Мн = mж(Vн1Rcos - Vн2rcos), (99)
где mж - масса жидкости, протекающей через насосное колесо в
единицу времени;
Vн1 и Vн2 - абсолютные скорости движения жидкости на входе и выходе из насосного колеса;
и - углы между абсолютной и относительной скоростью движения жидкости соответственно на входе и выходе.
Крутящий момент на турбинном колесе, как и на насосном, определяется массой жидкости, протекающей через турбину в единицу времени, а также скоростью и направлением ее движения при входе и выходе с турбинного колеса:
Мт = mж(Vт2rcos - Vт1Rcos), (100)
где Vт2 и Vт1 - скорость жидкости на выходе и входе в турбинное колесо;
- угол между абсолютной и окружной скоростью жидкости при ее выходе из турбинного колеса.
При установившемся режиме работы момент на турбинном колесе больше момента на насосном на величину момента, действующего на реакторе (Мр):
Мт = Мн + Мр. (101)
У комплексного ГДТ при срабатывании муфты свободного хода реактор отключается от внешней опоры и вращается заодно с турбиной. В этом случае Мр = 0, а Мт = Мн.
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля