logo search
Лекции Теория автомобиля

10.7. Крен кузова при криволинейном движении

Автомобиль представляет собой совокупность подрессоренной и неподрессоренных масс, между которыми имеются шарнирно-упругие связи. В процессе криволинейного движения под действием поперечной составляющей центробежной силы инерции подрессоренная масса автомобиля (Мп) испытывает крен (рис. 61), в результате чего центр ее тяжести смещается относительно своего обычного положения на некоторую величину Sкр.

Рис. 61. Крен кузова

Положение оси крена 0 и величина плеча крена (hкр) зависят от особенностей конструкции подвесок передних и задних колес. Угол крена определятся действием поперечной составляющей силы инерции (P), а также силой тяжести самой подрессоренной массы (Gп). Найдем этот угол. Моменты сил P и Gп уравновешиваются моментом сил упругости подвески, величина которого прямо пропорциональна углу крена:

Pп hкр + GпSкр = сжкр, (246)

где сж - угловая жесткость подвески автомобиля;

hкр - плечо крена, т. е. расстояние от оси крена до центра тяжести подрессоренной массы (hкр);

кр - угол крена.

Учитывая, что угол крена относительно невелик, величину смещения центра тяжести подрессоренной массы можно представить так:

Sкр  hкр кр. (247)

Подставив (247) в (246) и решив его, получим значение угла крена:

кр = . (248)

Из полученной формулы следует, что угол крена кузова тем больше, чем больше поперечная составляющая силы инерции, действующая на кузов; плечо крена и сила тяжести самого кузова. Уменьшению крена способствует повышение угловой жесткости передней и задней подвесок:

сж = сж1 + сж2. (249)

Угловая жесткость зависимой подвески определяется по формуле:

сж = 0,5 рсрВр2, (250)

где р - коэффициент учета скручивания упругих элементов подвески (для листовых рессор hр=1,05 - 1,25);

ср - вертикальная жесткость упругих элементов подвески;

Вр - расстояние между серединами упругих элементов подвески.

Угловая жесткость независимой подвески определяется по формуле:

сж = 0,5 спрНк2, (251)

где спр - приведенная к колесу жесткость упругого элемента;

Нк - расстояние между колесами (колея).

р1 – при зависимой подвеске, а р  1 – при независимой подвеске.