logo search
Лекции Теория автомобиля

Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления

Автомобили

к, Нс24

F,

м2

1.Легковые автомобили:

1.

ЗАЗ-968

0,30

1.7

3.

ВАЗ-2101, 2103. 2106

0.33

1.8

4.

ВАЗ-2105

0.34

1.8

5

ВАЗ-2108

0.25

1.9

6.

ВАЗ-2121

0.24

2,2

7.

"Москвич"-412

0.32

1.8

9.

ГАЗ-3102

0,23

2.3

10.

УАЗ-469

0,38

3.4

2. Автобусы:

3.

ПАЗ-672

0,30

5,3

4.

ПАЗ-3202

0,39

5,3

5,

ЛАЗ-695Н

0,38

6,3

6.

ЛАЗ-695Е

0,25

6,3

7.

ЛАЗ-699

0,37

6,3

3. Грузовые автомобили:

1.

Иж-2715

0,32

2,1

2.

ГАЗ-3305

0,81

4,1

4.

ЗИЛ-130

0,54

5,1

8.

МАЗ-500А

0,64

6,0

10.

МАЗ-5336

0,67

8,4

13.

КамАЗ-5320

0,68

6,9

14.

КамАЗ-5511

1,04

6,0

17.

УрАЛ-375Д

0,71

6,2

18.

КрАЗ-256

0,59

6,4

19.

КрАЗ-255Б

0,70

7,1

20.

КрАЗ-6505

0,98

6,7

крыша, боковые стекла, боковые стенки, багажник. Сопротивление формы составляет  50-60 лобовой аэродинамической силы.

Сопротивление выступающих частей (15 – 17 Pwx) создаваемое различными выступающими частями: фарами, указателями поворота, подфарники, зеркала заднего вида, ручками и т.д.

Сопротивление поверхностного трения (5 - 10 Pwx) вызываемое силами вязкости пограничного слоя воздуха, движущегося у поверхности автомобиля, и зависящее от размера и шероховатости этой поверхности.

Сопротивление внутренних потоков (8 - 10 Pwx), создаваемое потоками воздуха, проходящими внутри автомобиля для вентиляции или обогрева кузова, а также охлаждения двигателя.

Индуктируемое сопротивление (5 - 10 Pwx) вызываемое взаимодеиствием сил, действующих в направлении продольной оси автомобиля (подъемной) и перпендикулярно этой оси (боковой).

2.3.3. Подъемная аэродинамическая сила

Образование подъемной аэродинамической силы Pwz обусловлено перепадом давлений воздуха на автомобиль снизу и сверху. Преобладание давления воздуха снизу над давлением сверху объясняется тем, что скорость движения воздушного потока, омывающего автомобиль снизу, гораздо меньше скорости потока, омывающего его сверху. Значение подъемной аэродинамической силы Pwz относительно мало и не превышает 1,5% от веса самого автомобиля. Например, спортивным автомобилям, движущимся с большими скоростями, придают такую форму. Чтобы сила Pwz была направлена не вверх, а вниз, т. е. прижимала его к дороге.

2.3.4. Боковая аэродинамическая сила

Боковая аэродинамическая сила возникает при обтекании автомобиля воздушным потоком под некоторым углом к его продольной оси. Наличие указанного угла в подавляющем большинстве случаев объясняется наличием бокового ветра, дующего под углом а к продольной оси автомобиля (рис. 8).

Рис. 8. Обтекание автомобиля воздухом при боковом ветре

λ - угол натекания; α – угол атаки ветра.

Если боковой ветер дует со скоростью Vв под углом α к продольной оси автомобиля, то результирующая скорость движения воздушного потока Vw будет равна:

Vw = . (35)

Из данной формулы следует, что при угле атаки α = 0 (встречный ветер) скорость воздушного потока равна сумме скоростей автомобиля и ветра (Vw = Va + VВ), а при угле 180° (попутный ветер) разнице указанных скоростей (Vw = Va - VВ).

Изменение скорости и направления бокового ветра приводит не только к изменению скорости воздушного потока, но и к изменению угла натекания воздушного потока (λ), тангенс которого можно определить по формуле:

tg λ = VB sin α/(Va+VBcosα). (36)

Как показывают испытания, действие бокового ветра особенно ощутимо для автотранспортных средств большой длины и высоты, т.е. автобусов и автопоездов.