Отопление
Автомобиль имеет воздушную систему отопления, которая со- стоит из отопительной установки (рис. 93) и воздухопроводов, обеспечивающих подвод свежего воздуха в отопитель и подачу нагретого воздуха в обогреваемое пространство.
Отопительная установка работает независимо от двигателя автомобиля, что позволяет использовать ее для обогрева кузова при неработающем двигателе и для предпускового подогрева дви- гателя зимой.
Пользование отопительной установкой при неработающем дви- гателе должно быть кратковременным из-за возможной разрядки аккумуляторной батареи.
Установка питается бензином, применяемым для двигателя автомобиля.
В связи с использованием бензина в качестве топлива следует строго соблюдать правила пожарной безопасности, бережно и вни- мательно обращаться с установкой и держать ее всегда в исправ- ном состоянии.
Правила включения и выключения отопителя
Включать отопитель можно как на стоянке, так и во время движения. Для включения необходимо:
1. Потянуть кнопку 13 (рис. 93) переключателя на себя до пер- вого щелчка.
Выждать, пока контрольная спираль 17 под панелью приборов накалится до ярко-красного цвета. Время включенного состояния контрольной спирали и свечи в первом положении переключателя не должно превышать 1,5 мин.
2. Как только контрольная спираль накалится, перевести кноп- ку во второе положение, потянув ее на себя до отказа.
3. Проследить в течение 45—60 сек за моментом зажигания контрольной лампочки 14 с зеленой линзой. Загорание контроль- ной лампочки и ее непрерывное горение в течение времени вклю- ченного состояния отопителя свидетельствует о нормальной его работе.
Если контрольная лампочка после включения переключателя
Рис. 93. Отопительная установка:
1—винт регулировки температурного переключателя; 2 — диффузор выхлопа; 3 — шланг забора воздуха на горение; 4 — отопитель; 5 —регулятор подачи топлива; 6 — шланг сливной; 7 — шланг подвода топлива из магистрали; 8 — электробензонасос; 9 — шланг от фильтра отстойника к регулятору. 10 — шланг от бензонасоса к фильтру-отстойнику; 11 — фильтр отстойник, 12 — сопла дефростеров, 13 — кнопка включателя отопителя; 14 — кон- трольная лампочка работы отопителя; 15 —шланги; 16 — заслонка туннеля пола; 17 — кон- трольная спираль накала свечи отопителя; 18 — температурный переключатель; 19 — патрубок для предпускового подогрева; 20 — ручка управления заслонкой отопителя; 21 — свеча.
во второе положение не загорается в течение 1,5 мин, следует отопитель выключить, установить неисправность и устранить ее.
Для выключения необходимо кнопку переключателя подать I положение «от себя» до отказа, при этом контрольная лампочка продолжает гореть в течение 3—5 мин, а затем гаснет.
Включать отопитель снова в работу можно лишь после того, как погаснет контрольная лампочка.
Для подачи теплого воздуха в кузов в передней части туннель установлены две щелевые заслонки 16, при открытии который теплый воздух попадает в зону ног водителя и пассажира, а также подается по резиновым шлангам к соплам 12 и обдувает внутреннюю поверхность ветрового стекла, предохраняя его от запотевания или замораживания.
При закрытых заслонках улучшается очистка стекла, но уменьшается эффект обогрева салона кузова.
Рис. 94. Отопитель:
1 — вентилятор; 2 — электродвигатель, 3 — всасывающий патрубок; 4 — нагнетатель воздуха для горения; 5 — выхлопной патрубок; 6 — диффузор выхлопа; 7— камера горения; 8 —камера догорания; 9— теплообменник; 10 — воздушная заслонка, 11 — коллектор задний; 12 — патрубок прогрева двигателя; 13 — крышка; 14 — кожух; 15 — бензопровод к камере горения; 16 — бензопровод к регулятору; 17 — регулятор подачи топлива; 18 — трубка сливная; 19 — крышка передняя; 20 — трубка сливная из камеры
сгорания.
Отопительная установка состоит из отопителя, системы питания, воздухопровода на горение, системы газоотвода, воздухопровода подачи нагретого воздуха, системы управления и контроля.
Отопитель (рис. 94) является агрегатом, для нагрева воздуха за счет тепла, выделяющегося при сгорании бензина. Нагрев воздуха в отопителе производится раскаленными стенками тепло- обменника, образующими кольцевые каналы для прохода нагревае- мого воздуха. Отопитель состоит из цилиндрического теплообмен- ника 9 совместно с жаровой трубой, образующей камеру горения 7 и камеру догорания 8.
К теплообменнику приварены футорка для крепления темпера- турного переключателя и бонка свечи накаливания совместно с трубкой для крепления питательного бензопровода.
В камеру сгорания теплообменника вварена трубка 20 для сли-
ва топлива в случае неисправности запорного клапана 12 (рис. 95) регулятора.
В холодной части жаровой трубы закреплен корпус узла нагне- тателя воздуха в сборе с диффузором нагнетателя и электродвига- телем 2.
На концах вала электродвигателя посажены две крыльчатки:
Рис. 95. Регулятор расхода бензина и электромагнитный клапан:
1 — штуцер; 2 — крышка регулятора; 3 — фильтр; 4 — штуцер; 5 — седло запорной иглы; 6 —прокладка; 7 — поплавок с иглой, 8 — поплавковая камера; 9 — демпферная пружина; 10 — штуцер; 11 — жиклер, 12 — пробка; 13 — седло клапана; 14 — прокладка клапана; 15 — клапан; 16 — кольцо уплотнительное; 17 — пружина; 18 — катушка электромагнита.
пластмассовая 1 — осевого вентилятора и крыльчатка 4 — центро- бежного нагнетателя.
Теплообменник вмонтирован в кожух. По краям кожуха на нем закреплены передняя крышка 19 с патрубками для забора воздуха на нагрев, фланцем которого на винтах через резиновую прокладку отопитель крепится к стенке моторного отсека, и задний коллек-
тор 11, с горловиной которого отопитель вставляется в отверстие канала подачи воздуха в кузов. На коллекторе имеется патрубок 12 для отбора воздуха в коллектор предпускового подогрева двига- теля. Патрубок 12 закрыт крышкой 13, которая вынимается из патрубка только при одевании на него металлорукава на время предпускового подогрева двигателя. Гибкий металлорукав с при- варенными к нему присоединительными наконечниками приклады- вается к автомобилю.
Внутри заднего коллектора размещена заслонка 10, служащая для перекрытия канала горловины коллектора при предпусковом подогреве двигателя. Управление заслонкой осуществляется вруч- ную с помощью рукоятки 20 (рис. 93) с тягой, размещенной на кожухе отопителя.
Работа отопителя с закрытой заслонкой и одновременно за- глушенным патрубком отбора воздуха для подогрева двигателя запрещается.
Для обеспечения нормальной работы отопителя во время дви- жения автомобиля служит диффузор выхлопа 6, одетый на выхлоп- ной патрубок отопителя 5, и всасывающий шланг из прорезиненной ткани, одетый одним концом на клее на всасывающий патрубок 3 отопителя, а другим — на патрубок, вваренный в заднюю панель моторного отсека.
Питание отопителя бензином осуществляется электробензона- сосом (см. рис. 93). Электробензонасос засасывает бензин из цен- тральной магистрали питания двигателя через тройник, закреплен- ный под правым поликом моторного отсека, и подает его через отстойник в бензопровод 9, откуда бензин поступает в регулятор расхода бензина.
Регулятор подачи бензина (рис. 95) обеспечивает равномерную подачу топлива в камеру горения отопителя через жиклер 11 и питательную трубку в количестве 0,35—0,4 л/час. Он состоит из по- плавковой камеры 8 с поплавком 7 и запорной иглой, топливного фильтра 3 и топливного жиклера 11. Для запирания канала подачи бензина к жиклеру служит электромагнитный клапан 15. В крыш- ку 2 регулятора ввинчены на конической резьбе штуцер 4 для под- вода бензина к регулятору и штуцер 1 для сливного шланга, который служит для слива излишнего бензина из поплавковой ка- меры в случае неисправности запорной иглы или поплавка.
Во избежание переливания бензина при вибрации регулятора под поплавком установлена демпферная пружина, поджимающая иглу к седлу клапана.
В отличие от отопителя, на котором установлен регулятор подачи бензина, изображенный на рис. 95, на автомобиле может быть установлен отопитель с регулятором, изображенным на рис. 95-а.
При подтекании бензина из сливного шланга или из дренажной трубки в выхлопном патрубке отопителя запрещается включать отопительную установку до устранения неисправности.
Рис. 95-а. Регулятор подачи топлива
1 — крышка поплавковой камеры, 2 — поплавок, 3 — пружина, 4 — игла запорная: 5 — седло; 6 — фильтр, 7 — пружина фильтра; 8 — гайка, 9 — штуцер, 10 — прокладка; 11 — катушка клапана, 12 — пружина, 13 — клапан; 14 — прокладка клапана, 15 — седло клапана, 16 — проб- ка, 17 —жиклер, 18 — корпус поплавковой камеры.
Бензопроводы выполнены из стальной омедненной трубки и дюритовых шлангов.
Электромагнитный бензонасос (рис. 96) состоит из чугунного корпуса 11, внутри которого размещены катушка электромагнита 9, пружина 12 и шток 10. К корпусу сверху прикреплена система прерывания электрической цепи катушки электромагнита. Эта си- стема закрыта пластмассовой крышкой. К нижней части корпуса бензонасоса прикреплена головка насоса 15 с рабочей камерой и клапанами: всасывающим 18 и нагнетательным 16. В головку через уплотнительные прокладки ввинчены штуцеры 19 и 17 для при- соединения к магистралям всасывания и нагнетания. Со стороны
всасывающего штуцера в головке бензонасоса установлен топлив- ный фильтр 20.
Между торцами головки и корпуса насоса зажата диафрагма 14 из прорезиненной ткани. Диафрагма закреплена на одном конце штока 10 совместно с подвижным якорем электромагнита 13. Когда по катушке электромагнита проходит электрический ток, якорь 13 под действием электромагнитных сил притягивается к торцу ка- тушки и одновременно сжимает пружину 12, увлекая за собой диафрагму 14 и шток 10. Диафрагма выгибается в рабочей камере насоса и создает разрежение в ней, под действием которого в ка- меру засасывается бензин через всасывающий штуцер и клапан. Шток 10 противоположным своим концом на резьбе завинчен в гайку шарнира 8, закрепленного на приводном рычаге 7 пружин- ного перекидного коромысла 6, которое приводит в действие рычаг подвижного контакта 5. Перемещение штока в крайнее положение
Рис. 96. Схема устройства и работы электромагнитного бензонасоса: 1 — проводник гибкий от подвижного контакта к «массе»; 2 — контактный штырь; 3 — неподвижный контакт, 4 — винт регулировочный; 5 — рычаг подвижного контакта, 6 — пружинное коромысло, 7 — приводной рычаг, 8 — шарнир приводного рычага, 9 — катушка электромагнита, 10 — шток диафрагмы; 11 — корпус насоса, 12 — пру- жина, 13 —якорь, 14 — диафрагма 15 — головка насоса, 16 — клапан нагнетательный, 17 — штуцер, 18 — клапан всасывающий, 19 — штуцер, 20 — фильтр, 21 — обмотка искрогасящего сопротивления Положение «а» соответствует нагнетанию бензина, а положение "б" — всасыванию Стрелками указан путь бензина.
при ходе всасывания, когда контакты прерывателя замкнуты, при- водит к тому, что под действием упругих сил, возникающих в пру- жинном коромысле 6 при перемещении штока 10 и рычага 7, срабатывает рычаг 5 подвижного контакта и контакты размыкаются. С этого момента на диафрагму действует усилие сжатой пружи- ны 12, а диафрагма создает давление на емкость бензина, запол- нившего рабочую камеру насоса.
Под действием этого давления всасывающий клапан закры- вается, а нагнетательный открывается, и бензин выталкивается в нагнетательный трубопровод.
Выводные концы катушки электромагнита соединены: одна — с контактным штырем 2, к которому также подсоединяется клемма проводника питающего пучка проводов (см. рис. 97), а другая — к регулируемому неподвижному контакту 3. Регулировка момента размыкания контактов осуществляется с помощью регулировочного винта 4. Подвижный контакт замассирован проводником 1. Замы- кание контактов прерывателя происходит в конце хода нагнетания. После замыкания контактов вышеописанные процессы при работе бензонасоса повторяются до тех пор, пока не будет выключена кнопка включения отопителя на щитке приборов.
- Внимание!
- Общие данные
- Двигатель
- Рулевое управление
- Тормоза
- Электрооборудование
- Оборудование
- Заправочные емкости и нормы
- Регулировочные данные
- Пользование автомобилем
- Багажник
- Моторный отсек
- Пуск двигателя
- Пуск теплого двигателя
- Остановка двигателя
- Обкатка нового автомобиля
- Основные правила обкатки
- После пробега первых 500 км
- После пробега первых 1000 км
- После пробега первых 2000 км
- Расход топлива
- Обслуживание автомобиля
- Шоферский инструмент
- Заправка топлива
- Смазка шасси автомобиля
- Смазка кузова автомобиля
- Периодичность операций ухода
- Ежедневно перед выездом
- Через каждые 1000 км пробега
- Через каждые 2000 км пробега
- Через каждые 6000 км пробега
- Через каждые 12 000 км пробега
- Силовой агрегат
- Двигатель
- Разборка двигателя
- Смена поршней
- Притирка клапанов
- Силовая передача
- Коробка передач
- Главная передача
- Демонтаж силового агрегата
- Полуоси
- Ступицы задних колес
- Рулевое управление Рулевой механизм
- Передняя подвеска
- Регулировка схода колес
- Сборка передней подвески
- Ступицы передних колес
- Задняя подвеска
- Тормоза Ножные тормоза
- Ручной привод тормоза
- Эксплуатация и хранение шин
- Хранение шин
- Электрооборудование
- Аккумуляторная батарея
- Генераторная установка
- Селеновый выпрямитель в-310
- Реле-регулятор рр-310
- Реле блокировки рб-1
- К сведению потребителей!
- Контрольная лампа не загорается при включении зажигания
- Омыватель ветрового стекла
- Уход за окраской кузова, декоративными деталями и обивкой
- Отопление
- Техническая характеристика бензонасоса
- Буксировка автомобиля
- Хранение автомобиля
- Автомобиль заз-965аб
- Органы управления
- Вождение автомобиля
- Приложение
- Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций
- Содержание
- 1968 Г. Бумага 60 х эо'/ш № 3. Печ. Листов 13,75. Учетно-изл.