logo
Zaz-965А-965АБ

Генераторная установка

Автомобиль оборудован генераторной установкой переменного тока, состоящей из генератора Г-501 (или Г-502, см. стр. 212), селенового выпрямителя В-310, реле-регулятора РР-310 и реле бло- кировки РБ-1.

Применение генераторной установки переменного тока гаран- тирует нормальную зарядку аккумуляторной батареи (при одновременном включении всех потребителей тока).

Генератор Г-501 является 3 — фазной синхронной электрической машиной.

Установлен генератор в расточке направляющего аппарата вен- тилятора и крепится к нему тремя болтами 4 (см. рис. 82).

Привод генератора осуществляется от шкива вентилятора.

Рис. 82. Крепление генератора к направляю- щему аппарату вентилятора:

1 — винт; 2 — шайба, 3 — колпак, 4 — болт, 5 — на- правляющий аппарат, 6 — вентилятор; 7 — генератор.

Генератор состоит из статора, ротора с контакт- ными кольцами, крышки со стороны контактных колец с фланцевым креп- лением, крышки со сторо- ны привода и щеткодер- жателей со щетками. В крышках установлены два подшипника 180503С10 закрытого типа, имеющих качественную смазку, обеспечивающую длитель- ную работу без добавле- ния и замены смазки. Со стороны щеток генератор закрыт колпаком 3 с вен- тиляционным патрубком и резиновой втулкой для проводов.

От осевого смещения колпак удерживается шайбой 2, которая крепится к генератору винтами /.

Между колпаком, шайбой и крышкой имеются зазоры, обеспе- чивающие свободное вращение генератора с направляющим аппа- ратом относительно колпака.

Техническая характеристика генератора

Номинальная мощность

250 вт

Номинальное напряжение

12 в

Номинальная сила тока

20 а

Число пар полюсов

6

Номинальная скорость вращения при возбуждении в холодном состоянии без нагрузки

не более 1100 об!мин

Номинальная скорость вращения при возбуждении с номинальной нагрузкой

не более 2500 об/мин

Максимальная скорость вращения

7000 об/мин

Ток возбуждения обмотки ротора в номинальном режиме (при 4300 об/мин и токе 20 а)

не более 1,1 а

Величина давления щеточных пружин

210—270 г

Уход за генератором. Для обеспечения надежной работы гене- ратора в эксплуатации необходимо ежедневно проверять исправ- ность генераторной установки по контрольной лампе на панели приборов.

I

Контрольная лампа загорается только после включения зажи- гания перед пуском двигателя. После пуска двигателя контроль- ная лампа гаснет.

На малых оборотах двигателя контрольная лампа не горит.

Контрольная лампа контролирует лишь работу генератора и показателем зарядки аккумуляторной батареи не является.

Степень зарядки батареи контролируется по ее состоянию (пуск стартером, свет фар и т. д.).

Если при работе двигателя контрольная лампа горит, это сви- детельствует о неисправности генератора или реле блокировки.

Перед каждым выездом проверяйте натяжение приводного ремня.

При сильно натянутом ремне происходит преждевременный износ подшипников и ремня; слабое натяжение приводит к про- буксовке, что вызывает недостаточный заряд аккумуляторной ба- тареи и перегрев двигателя.

Через каждые 6000 км пробега:

1. Проверить надежность крепления соединительных проводов генератора и селенового выпрямителя.

2. Продуть генератор сухим сжатым воздухом, отсоединив вен- тиляционный шланг.

3. Проверить крепление генератора к направляющему аппарату вентилятора, предварительно сняв кожух охлаждения и колпак с вентиляционным патрубком.

Проверить надежность крепления проводов к клеммам генера- тора и особенно клеммы «Ш» (желтый провод) и недопустимость замыкания наконечника провода на «массу», в противном случае произойдет сгорание обмотки реле-регулятора РР-310.

После пробега 30 000 км снимите генератор с направляющим аппаратом с двигателя и произведите его частичную разборку для профилактического осмотра.

1. Снимите колпак, отвернув винты крепления крышки. Снятие колпака проводите осторожно, чтобы не повредить провода к генератору.

2. Отсоедините провода от клемм генератора.

3. Отверните три болта крепления генератора к направляю- щему аппарату и легкими ударами молотка через деревянную проставку по крышке со стороны щеток удалите генератор с венти- лятором из направляющего аппарата.

4. Отверните гайку, крепящую шкив вентилятора, и с помощью съемника (рис. 83) снимите шкив с вентилятором. Снимите шпон- ку и втулочку.

5. Тщательно очистите генератор от пыли и грязи и продуйте его сжатым воздухом.

Мыть генератор бензином запрещается, так как будет нарушена изоляция обмоток статора и произойдет замыкание.

6. Отверните винты, крепящие щеткодержатели к крышке, и проверьте состояние щеток и легкость их перемещения в щетко-

Рис. 83. Съемник для снятия рабочего колеса вентилятора с вала

генератора:

1 — болт М12 х 60,2 — съемник; 3 — болт М8 х 15; 4 — ступица рабочего колеса вентилятора, 5 — рабочее колесо вентилятора.

держателях; при обнаружении заедания устраните его путем растя- жения пружин или зачисткой отверстия.

Проверьте высоту щеток.

Щетки высотой менее 10—11 мм замените новыми, притерев их предварительно до радиуса 15 мм.

7. Протрите контактные кольца через отверстия от пыли и грязи. Если на поверхности колец обнаружен нагар, их следует протереть чистой тряпкой, не оставляющей волокон, слегка смочен- ной бензином.

В случае сильного нагара зачистку колец можно произвести полоской мелкой стеклянной шкурки на матерчатой основе, натя- нутой на торец карандаша.

Ротор при этом необходимо вращать.

Для выведения борозд на кольцах требуется разборка гене- ратора.

После зачистки колец их необходимо тщательно протереть и продуть сжатым воздухом.

8. Проверьте наличие смазки в подшипниках путем осторож- ного удаления пинцетом с плоским концом наружного резинового уплотнителя. Вводить пинцет следует под кромку уплотнения, контактирующую с канавкой внутреннего кольца.

Для удаления уплотнителя из подшипника со стороны контакт- ных колец следует предварительно снять шайбу, крепящуюся вин- тами с потайной головкой. Если смазки мало, промойте подшип- ники чистым бензином, просушите и заполните их смазкой Л3158.

При отсутствии указанной смазки можно применить смазку ЦИАТИМ-201, однако периодичность последующего добавления такой смазки не более как через 10000—12000 км пробега авто- мобиля.

Заполнять подшипники смазкой следует на 70% объема между обоймами, в противном случае смазка может выжать уплотнители. Во время наполнения подшипников смазкой рекомендуется прокру- чивать вал ротора.

После заполнения подшипников смазкой установите уплотни- тели на место и произведите дальнейшую сборку генератора.

9. Подтяните стяжные шпильки генератора. Полную разборку генератора производите при необходимости ремонта или замены деталей и, желательно, в специализированных мастерских.