logo
Zaz-965А-965АБ

Тормоза Ножные тормоза

На автомобиле установлены тормоза с гидравлическим приво- дом на всех четырех колесах. Каждый тормоз имеет по две колодки плавающего типа, взаимозаменяемые между собой. Зазор между колодками и барабанами автоматически поддерживается специаль- ным устройством внутри тормозного цилиндра. Накладки колодок изготовлены из асбокаучуковой массы и приклеены к колодкам специальным клеем ВС-10Т с последующей термической обработ- кой. Каждая пара колодок приводится в действие одним тормоз- ным цилиндром. Колодки стянуты двумя пружинами. Рабочие тор- мозные цилиндры передних колес имеют диаметр 22 мм, а зад- них— 19 мм. Тормозной щит разгружен от тормозного момента, который воспринимается на передних колесах опорой, закрепленной к поворотному кулаку болтом, на задних колесах — приливом на корпусе подшипников ступицы.

Постоянная длина толкателя поршня главного тормозного ци- линдра упрощает уход за тормозной системой. Тормозные барабаны выполнены из ковкого чугуна. Барабаны передних колес изготовлены совместно со ступицей подшипников колес, а бараба- ны задних колес — съемные, крепятся к ступице шестью болтами.

Для уменьшения перемещения главного тормозного цилиндра при торможении, на передней подвеске приварен кронштейн с упор- ным болтом и контргайкой.

При регулировке вначале подверните болт до соприкосновения его торца со штуцером 8 (рис. 72) главного цилиндра тормоза, а затем заверните на два оборота и, придерживая ключом, закон- трите гайкой.

В процессе эксплуатации проверяйте регулировку болта.

Рис. 72. Главный цилиндр тормозов:

1 — трубка от бачка; 2 — штуцер; 3 — пробка корпуса; 4 — прокладка; 5 — включатель сигнала «стоп»; 6 — трубка, 7 — распределитель; 8 — штуцер, 9 — кольцо уплотнительное, 10 — трубка; 11 — кольцо уплотнительное, 12 — пробка корпуса, 13 — кольцо уплот- нительное, 14 — кольцо уплотнительное кузова; 15 — кольцо клапана упорное, 16 — обойма клапана, 17 — клапан; 18 —пружина, 19 — корпус главного цилиндра. 20 — кольцо упорное пружины, 21 — манжета поршня уплотнительная внутренняя 22 — кла- пан поршня, 23 — поршень, 24 — манжета поршня уплотнительная наружная; 25 — шайба упорная; 26 — кольцо стопорное. 27 — колпак защитный; 28 — толкатель поршня.

Зазоры между колодками и барабанами автоматически поддер- живаются специальными устройствами внутри тормозных цилинд- ров (рис. 73). Устройство состоит из упорных разрезных колец,

Рис. 73. Колесный тормозной цилиндр с устрой- ством для автоматической регулировки зазоров между колодками и барабаном

1 — стержень опорный, 2 — чехол защитный; 3 - корпус;

4 — манжет, 5 — поршень; в — кольцо разрезное

пружинное.

запрессованных в цилиндры с усилием 45—57 кг. Прорезь колец должна быть параллельна плоскости щита тормоза. Кольца имеют внутри прямоугольную резьбу, по которой в них ввертываются поршни с уплотнительными манжетами. Ширина впадины резьбы кольца больше нитки резьбы на поршне. Поршень может переме- шаться свободно относительно кольца на 2 мм.

Если колодки и барабаны не изношены, то колодки при каждом торможения передвигаются за счет перемещения поршней в пре- делах их свободного хода в резьбе колец. При этом ход педали тормоза при торможении мал. Нормальным ходом педали, при котором происходит торможение, считается ход, равный 90—95 мм

По мере износа колодок и барабанов ход поршней в кольцах увеличивается и соответственно увеличивается ход педали тормоза.

Увеличение хода педали будет происходить до тех пор, пока резьба поршней не упрется в резьбу колец.

При дальнейших плавных торможениях поршни потянут за собой кольца и они передвинутся в новое положение. Однако при плавных торможениях не происходит значительного уменьшения хода педали.

Для быстрого восстановления нормального хода педали тормоза следует на ровном сухом шоссе произвести 5—6 резких торможе- ний, двигаясь со скоростью 30 км/час вперед, а также произвести несколько резких торможений, двигаясь задним ходом.

В случае замены уплотнительных резиновых манжет следует снять барабаны, колодки, защитные чехлы и вывернуть поршни из колец.

При обратной постановке поршни следует ввернуть в кольца полностью, а затем отвернуть на пол-оборота, иначе поршни не бу- дут перемещаться в резьбе и барабаны заклинят.

При этом прорезь на опорном стержне поршня должна распо- лагаться параллельно щиту тормоза.

При замене колодок поршни с кольцами необходимо установить в первоначальное положение, для чего легкими ударами по опор- ному стержню установить поршни так, чтобы опорная поверхность стержня утопала от кромки цилиндра на 5,5 мм.

В процессе длительной эксплуатации автомобиля в результате естественного износа происходит выработка тормозных барабанов в зоне работы тормозных колодок.

В результате этого образовывается уступ, препятствующий снятию барабана.

Для снятия таких барабанов следует максимально выдвинуть их в осевом направлении, а затем ударами молотка по наружному диаметру барабана через деревянную проставку утопить колодки.

Наносить удары по переднему барабану следует в вертикаль- ной плоскости, а по заднему — в горизонтальной

Заполнение системы тормозной жидкостью и удаление воздуха из нее

Для заправки гидравлического привода тормозов применяют только специальную тормозную жидкость. Категорически запре- щается заправлять систему (или добавлять хотя бы самое незначительное количество) минеральными маслами, бензином, кероси- ном или их смесями, так как при этом неизбежно быстрое раз- рушение резиновых деталей. Не допускается перед заправкой смешивать тормозные жидкости разных марок, а также добавлять жидкость другого состава к той, которая уже находится в системе гидравлического привода Завод заполняет систему тормозной жидкостью БСК ТУ МХП 1608—47.

Применение глицерина вместо касторового масла, а также покупных тормозных жидкостей, приготовленных на глицериновой основе, не допускается. При заправке свежей тормозной жидкостью (по мере необходимости) система гидравлического привода долж- на быть полностью освобождена от ранее заправленной жидкости и тщательно промыта свежей.

Тормозную жидкость в систему гидравлического привода заливают через горловину пита- тельного бачка главного тормозного цилиндра (рис 74) до нижней части горловины.

Тормозная жидкость и посуда, в которой она со- держится, должны быть совершенно чистыми. Наполнительная горловина бачка

перед заправкой жидкости

должна быть протерта чистой тряпкой.

При заполнении системы

Рис. 74. Питательный бачок главного тор- мозного цилиндра

1 — пробка; 2 — прокладка, 3 — отражатель; 4 — бачок, 5 — трубка питательная

тормозной жидкостью необ- ходимо соблюдать осторож- ность, так как попадание ее на окрашенные поверхности кузова приводят к образо- ванию пятен, не поддаю- щихся удалению

Заполнение тормозной жидкостью системы гидравлического привода тормоза связано с удалением из системы воздуха, наличие которого приводит к обра- зованию в системе воздушных пробок, «мягкой» педали тормоза и слабому его действию Поэтому удаление из системы воздуха является одной из ответственных операций, обеспечивающих каче- ственную работу тормозов и безопасность движения. Заполнение системы и удаление воздуха производите в следующем порядке:

1. Заполните чистый стеклянный прозрачный сосуд емкостью, примерно, в 0,5 л тормозной жидкостью от 1/3 до 1/2 высоты

2. Снимите пробку с горловины питательного бачка главного тормозного цилиндра и заполните бачок жидкостью до нормаль- ного уровня.

3. Очистите от пыли и грязи клапаны для выпуска воздуха из колесных цилиндров и снимите резиновые защитные колпачки Наденьте шланг для прокачивания гидропривода (прилагается в комплекте шоферского инструмента) на головку клапана выпуска воздуха заднего правого колеса, а свободный конец шланга опус- тите в стеклянный сосуд.

Дальнейшие операции рекомендуется производить вдвоем, так как при нажиме на педаль тормоза необходимо следить за выхо- дом воздуха из системы, а также уровнем жидкости в бачке.

4. Отверните на 1/2—3/4 оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажмите на педаль тормоза. Нажимайте педаль быстро, отпускайте медленно. При этом жидкость под давлением поршня главного цилиндра заполняет трубопровод и вытесняет

из него воздух. Прока- чивайте жидкость до тех пор, пока не пре- кратится выделение пу- зырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с жидкостью. Во время прокачки доли- вайте рабочую жид- кость в бачок, не допус- кая ни в коем случае сухого дна бачка.

5. Повторяйте пре- дыдущую операцию до тех пор, пока выделе- ние пузырьков воздуха из конца шланга не прекратится

Рис. 75. Последовательность удаления воздуха из трубопроводов и колесных цилиндров.

Прокачка системы без добавления жид- кости приводит к под- сасыванию в систему воздуха через бачок и компенсационное отвер- стие главного цилин- дра и, как следствие, возникает необходимость повторной про- качки.

6. После прекращения выхода пузырьков воздуха из конца шланга, погруженного в сосуд с жидкостью, нужно, не вынимая шланг из сосуда, нажать на педаль тормоза до отказа. Удерживая

ее в этом положении, необходимо плотно завернуть клапан вы- пуска воздуха колесного тормозного цилиндра, снять резиновый шланг с головки клапана и надеть на нее резиновый колпачок

В таком же порядке необходимо удалить воздух из трубопро- водов и колесных цилиндров остальных тормозов в последовательности задний левый, передний правый и передний левый (рис. 75)

7. После тщательного и полного удаления воздуха из системы гидравлического привода тормозов необходимо долить жидкость в бачок главного цилиндра до нормального уровня и поставить на место пробку бачка.

При нормальных зазорах между тормозными колодками и бара- банами и отсутствии в системе воздуха педаль тормоза, при нажа- тии на нее ногой, не должна перемещаться более, чем на 90—95 мм. При этом нога должна ощущать сильное сопротивление (ощуще- ние «жесткой» педали). Если педаль перемещается дальше, но педаль «жесткая», то это указывает на увеличенные зазоры между колодками и тормозными барабанами.

Тормозная жидкость, выпущенная в сосуд при прокачивании системы, может быть вновь использована для заправки лишь после того, как она отстоится (не менее суток) до полного удаления содержащегося в ней воздуха. Перед заправкой отстоявшаяся жид кость должна быть профильтрована.

Заполнение системы гидравлического привода свежей жид костью, а также доливку рекомендуется проводить через воронку с мелкой шелковой сеткой, вставленную в бачок.

Предупреждение Не нажимайте на педаль, когда снят хотя бы одни тормозной барабан, так как давление в системе выжимает из колесного ци- линдра поршни, и тормозная жидкость вытечет наружу.