Притирка клапанов
Как упоминалось выше, при текущем ремонте двигателя с за- меной поршневых колец и вкладышей рекомендуется притереть клапаны.
Перед снятием клапанов пометьте головки цилиндров (левая или правая), а также пометьте клапаны соответствующими поряд- ковыми номерами, рисками или кернами.
Для снятия клапана необходимо сжать его пружину и удалить
сухари. Эту операцию выполняйте при помощи приспособления
(см. рис. 44), обеспечивающего снятие сразу двух клапанов. Скобу
съемника расположите так, чтобы постоянный упор прижимал
головки клапанов, а винт с нажимной планкой находился поверх
опорных тарелок клапанных пружин снимаемых клапанов.
Заворачивая винт, сожмите пружины клапанов и снимите суха- ри с конца стержня.
Рис, 44, Приспособление, обеспечивающее снятие сразу двух клапанов. I — скоба; 2 — планка нажимная; 3 — винт.
Рис. 45. Приспособление для снятия пружины клапана без разборки
двигателя 1 — кольцо нажимное с ручкой, 2 — крючок поддерживающий.
Постепенно отворачивая винт, освободите пружины клапанов и снимите съемник.
Снимите опорные тарелки, маслозащитные стаканы, пружины и опорные шайбы, а затем удалите клапаны из направляющей.
Таким же образом снимите все остальные клапаны.
Сборку клапанов производите в обратном порядке.
Примечание. В эксплуатации может возникнуть необходимость в замене пружины клапана, которую можно заменить, не разбирая двигателя, применяя специальное приспособление, состоящее из нажимного кольца с ручкой и под- держивающего крючка (см. рис. 45).
Выверните свечи и тщательно очистите камеры сгорания голо- вок от нагара с помощью стальной щеточки.
Очистите всю головку, особенно ребра охлаждения, от пыли и грязи и промойте ее в керосине или бензине.
Очистите клапаны от нагара и промойте все детали.
Следы точечной эрозии на рабочей фаске не являются основа- нием для шлифовки клапанов, если они не нарушают уплотнения.
При значительном износе рабочих фасок — прошлифуйте их.
Шлифование рабочих фасок клапанов производится на спе- циальных шлифовальных станках. Если такого станка нет, клапаны можно шлифовать на универсальном шлифовальном станке или на токарном станке при помощи суппортно-шлифовального при- способления.
Рабочую поверхность клапанов шлифуют под углом 45° к оси стержня клапана.
При шлифовании нужно снимать минимальное количество ме- талла, необходимое для того, чтобы вывести раковины и кольце- вую выработку.
После шлифования нужно проверить высоту цилиндрического пояска головки клапана. Если после шлифования фаски этот раз- мер окажется меньше 1 мм, клапаны заменяют. Заменять клапаны нужно также при обнаружении погнутости стержня.
Седла впускных и выпускных клапанов обладают высокой твер- достью, и во время текущего ремонта их следует лишь очистить от нагара.
После того, как рабочие фаски клапанов будут окончательно отшлифованы или чисто проточены, произведите притирку клапа- нов. Притирку производите и в том случае, когда ввиду малого износа шлифования не требуется.
Для притирки нанесите на фаску головки клапана тонкий слой притирочной пасты, приготовленной в виде смеси мелкого наждач- ного порошка (карборунда) с маслом для двигателя, вставьте клапан в соответствующую направляющую втулку и при по- мощи приспособления (рис. 46), состоящего из толстостенного шланга внутренним диаметром 4—5 мм и ручки, произведите при- тирку.
Притирку производите поворотом кисти руки вправо и влево на 90° с одновременным прижимом клапана к седлу. После 3—4 по- воротов меняйте положение клапана.
Притирать клапаны нужно очень осторожно, не снимая с рабо- чих фасок излишне много металла.
Признаком удовлетворительной притирки является однотонный серый цвет без заметных рисок на всей поверхности фаски после промывки клапана в бензине
Выполнять притирку следует аккуратно, чтобы паста не попала в направляющую втулку клапана, в противном случае, произойдет усиленный износ стержня и направляющей втулки.
После притирки всех остальных клапанов необходимо тщатель-
Рис 46 Приспособление для притирки клапанов
1 — клапан 2 — шланг резиновый, 3 — ручка
(во промыть бензином места притирки, направляющие втулки и
чистить направляющую втулку тряпочкой, одетой на проволоку.
Смажьте стержни клапанов моторным маслом, установите в головки и соберите клапаны с пружинами в последовательности,
обратной разборке.
Сборка и обкатка отремонтированного двигателя
Сборку двигателя производите в порядке, обратном разборке, Однако при этом учитывайте ряд особенностей и рекомендаций, приводимых ниже.
Проверьте состояние уплотнителей защитных кожухов толкаю- щих штанг. При необходимости замените их на новые Уплотни- тели изготовлены из маслобензостойкой резины. Во время установки головки цилиндров необходимо особое внимание уделить установке кожухов штанг в уплотнители, чтобы их не повредить. Затяжку гаек головки производите в два приема: предвари- тельно моментом 1—1,5 кем, окончательно моментом 3—4 кгм, в последовательности, указанной на рис. 24.
При установке впускной трубы для обеспечения надежного уплотнения допускается постановка прокладок до 2 штук под каж- дый фланец, проследите за параллельностью плоскостей прилега- ния трубы и головок и совмещения каналов.
При установке штанг толкателей помните, что штанги выпуск- ных клапанов первого и второго цилиндров имеют вставки. Нако- нечники этих штанг для отличия от других имеют накатку.
Перед постановкой рекомендуется их тщательно промыть в бен- зине и продуть сжатым воздухом. Установите на торцы стержней выпускных клапанов наконечники.
Рис 47. Сцепление:
1 — первичный вал коробки передач, 2 — диск сцепления ведомый 3 — маховик, 4 — картер сцепления 5— штифт, 6 — кожух сцепления, 7— палец нажимного диска, 8 — диск сцепления нажимной 9 —гайка регулировочная, 10 — пружина пяты соединительная, 11 — рычаг нажимного диска 12 — пята рычагов, 13 — сальник, 14 — пружина соединительная, 15 — обойма подшипника 16 — подшипник графитовый выключения сцепления, 17 — стакан пружины 18 — пружина нажимная, 19 — термоизоляционная прокладка 20 — болт 21 — чехол вилки выключения сцепления, 22 — пружина возвратная, 23 — вилка выключения сцепления, 24 — крышка люка картера, 25 — болт, 26 — кронштейн 27 — ось вилки, 28 — шплинт.
После установки валиков с коромыслами отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами.
Смажьте маслом из масленки валики коромысел и торцы клапанов.
Установите клапанные крышки, проверив состояние их про- кладок
Проверьте легкость проворачивания двигателя и произведите окончательную его сборку.
После установки двигателя на автомобиль, подсоединения всех приводов, проводки и бензопроводов, заливки масла в картер двигателя и подкачки бензина в карбюратор можно приступать к его пуску.
Перед пуском рекомендуется провернуть двигатель пусковой рукояткой, сделав 10—15 оборотов с целью заполнения системы смазки маслом.
Для обеспечения приработки трущихся поверхностей очень важно после замены деталей обкатать двигатель без нагрузки (вхолостую), а затем при уменьшенной нагрузке в процессе пер- вых 2000 км пробега с соблюдением всех правил обкатки нового автомобиля.
После пуска двигателя рекомендуется проработать на холостом ходу в течение 30—45 мин на оборотах 650—2000 об/мин (посте- пенно повышая обороты).
По истечении обкатки проверьте зазоры между клапанами и коромыслами, при необходимости, отрегулируйте.
- Внимание!
- Общие данные
- Двигатель
- Рулевое управление
- Тормоза
- Электрооборудование
- Оборудование
- Заправочные емкости и нормы
- Регулировочные данные
- Пользование автомобилем
- Багажник
- Моторный отсек
- Пуск двигателя
- Пуск теплого двигателя
- Остановка двигателя
- Обкатка нового автомобиля
- Основные правила обкатки
- После пробега первых 500 км
- После пробега первых 1000 км
- После пробега первых 2000 км
- Расход топлива
- Обслуживание автомобиля
- Шоферский инструмент
- Заправка топлива
- Смазка шасси автомобиля
- Смазка кузова автомобиля
- Периодичность операций ухода
- Ежедневно перед выездом
- Через каждые 1000 км пробега
- Через каждые 2000 км пробега
- Через каждые 6000 км пробега
- Через каждые 12 000 км пробега
- Силовой агрегат
- Двигатель
- Разборка двигателя
- Смена поршней
- Притирка клапанов
- Силовая передача
- Коробка передач
- Главная передача
- Демонтаж силового агрегата
- Полуоси
- Ступицы задних колес
- Рулевое управление Рулевой механизм
- Передняя подвеска
- Регулировка схода колес
- Сборка передней подвески
- Ступицы передних колес
- Задняя подвеска
- Тормоза Ножные тормоза
- Ручной привод тормоза
- Эксплуатация и хранение шин
- Хранение шин
- Электрооборудование
- Аккумуляторная батарея
- Генераторная установка
- Селеновый выпрямитель в-310
- Реле-регулятор рр-310
- Реле блокировки рб-1
- К сведению потребителей!
- Контрольная лампа не загорается при включении зажигания
- Омыватель ветрового стекла
- Уход за окраской кузова, декоративными деталями и обивкой
- Отопление
- Техническая характеристика бензонасоса
- Буксировка автомобиля
- Хранение автомобиля
- Автомобиль заз-965аб
- Органы управления
- Вождение автомобиля
- Приложение
- Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций
- Содержание
- 1968 Г. Бумага 60 х эо'/ш № 3. Печ. Листов 13,75. Учетно-изл.