logo
Теория авиационных двигателей (РИО)

Двухконтурный турбореактивный двигатель со смешением потоков (трдДсм)

В ряде случаев оказывается целесообразным воздух, поступающий из вентилятора во второй контур, не выпускать далее через отдельное кольцевое сопло, а смешивать с газами, выходящими из турбины, и направлять затем в общее сопло. Этот тип двигателей называется ТРДД со смешением потоков за турбиной (ТРДДсм, рис. 1.4). Такую схему имеют, например, двигатели

Д-30КП самолета Ил-76, ПС-90А самолетов Ту-204, Ту-214, Ил-96 и др.

На современных сверхзвуковых самолетах устанавливаются двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой, которая расположена за так называемой камерой смешения, обеспечивающей перемешивание воздуха, поступающего в неё из вентилятора, и газа, поступающего из турбины

По этой схеме выполнены двигатели самолетов Миг-29, Су-27, Ту-160, многих самолетов ВВС США, НАТО и др.

Все рассмотренные выше двигатели создают силу тяги непосредственно за счет реакции (отдачи) струи газов, выбрасываемой из сопла. Поэтому они называются двигателями прямой реакции.

Для повышения давления воздуха, поступающего в камеру сгорания, в них используется компрессор, приводимый во вращение газовой турбиной. Поэтому их называютгазотурбинными двигателями (ГТД).

Кроме того, все они засасывают воздух из атмосферы, а выбрасывают из сопла воздух или продукты сгорания топливо-воздушной смеси, поэтому называются воздушно-реактивными двигателями (ВРД).