logo
Теория авиационных двигателей (РИО)

Двухконтурный турбореактивный двигатель без смешения потоков (трдд)

Это основной тип двигателей, применяемых в настоящее время на многих пассажирских лайнерах, транспортных и военно-транспортных самолетах. Первое авторское свидетельство на ТРДД было получено будущим академиком Архипом Михайловичем Люлька еще в 30-х годах ХХ века.

Рис. 1.3. Схема двухконтурного турбореактивного двигателя без смешения потоков (ТРДД)

Рис. 1.4. Схема двухконтурного

турбореактивного двигателя со

смешением потоков (ТРДДсм)

Поступающий в двигатель воздух разделяется на 2 части (рис. 1.3). Одна часть поступает за компрессором, как и в ТРД, в камеру сгорания, в турбину и сопло. Это – так называемый внутреннийконтур. Вторая же часть, пройдя только несколько первых ступеней компрессора, поступает далее внаружныйконтур, канал которого заканчивается вторым соплом (кольцевым). При том же расходе топлива, как в ТРД, тяга двигателя получается большей за счет увеличения отбрасываемой соплами массы воздуха и газа. Это делает такой двигатель значительно более экономичным, чем ТРД (на дозвуковых скоростях полёта). По такой схеме выполнены, например, двигатели Д-18Т, установленные на самолете Ан-124 «Руслан», а также проектируемый двигатель ПД-14.

Группу первых степеней компрессора, нагнетающих воздух и во внутренний и во внешний контур, часто называют вентилятором.