Программы управдения одновальных гг и одновальных трд
Управление режимами работы одновальных ТРД при = const может осуществляться посредством изменения расхода топливаGт. Это характерно для одновальных ГГ двухконтурных, турбовальных и турбовинтовых двигателей, что будет играть важную роль при изучении их характеристик.
При = const одновальный ТРД представляет собой объект управления с одной степенью свободы. Поэтому он имеет только один независимый управляемый параметр. Это может быть: частота вращенияротора n; температура газа перед турбиной ; приведенная частота вращения ротораnпр и др.
Управление тем или иным выбранным управляемым параметром обеспечивается единственным управляющим фактором – расходом топлива Gт. За счет изменения Gт осуществляется управляющее воздействие на двигатель. Кроме расхода топлива на режим работы двигателя и его ГГ могут влиять внешние условия – скорость и высота полета, а также параметры окружающей атмосферы. Внешние условия, как указывалось, воздействуют через изменение температуры воздуха на входе в двигатель. Поэтому программы управления ГТД принято изображать в виде зависимостей управляемых параметров от температуры заторможенного потока воздуха на входе в двигатель (или на входе в ГГ –) при заданном положении РУД.
Если задать закон изменения какого-либо одного из указанных управляемых параметров от температуры , то изменение остальных параметров определится однозначно и может быть найдено по обобщенным характеристикам ГГ. Это вытекает из того, что задание температурыи любого из перечисленных управляемых параметров однозначно определяет режим работы ГГ (через, либо через). Тогда все его остальные безразмерные параметры находятся по характеристике ГГ (рис. 2.7).
Простейшими программами управления одновального ТРД являются такие, при которых один из управляемых параметров в определенном диапазоне изменения температуры () поддерживается постоянным (стабилизируется). Рассмотрим основные из них.
Программа управления n = const сопровождается изменением nпр; ;Ку и др. величин в зависимости от температуры , а характер их изменения зависит, в
первую очередь, от . С ростом температурыприn = const уменьшается nпр. Рабочая точка на характеристике компрессора перемещается по рабочей линии вниз. Каждому значению при заданной величинепо характеристике ГГ может быть найдена величина=и соответствующее ей значение температуры. Полученные таким способом зависимостив функциииприn = const приведены на рис. 2.9.
Рис. 2.9. Зависимость Одновального ГГ от приn= const | Рис. 2.10. Зависимость одновального ГГ от при= const |
Как видно, при низких значениях температурауменьшается при увеличении(это объясняется «облегчением» компрессора). При высоких значенияхтемператураувеличивается при повышении(компрессор «затяжеляется»).
Рассмотренные зависимости позволяют установить области режимов (по температурам и соответствующим им условиям полета), где температураможет превысить максимально допустимые значения– в целях введения ограничения по≤.
Программа управления = const сопровождается изменением n и nпр. Характер изменения отпри= const для ТРД с нерегулируемыми компрессорами показан на рис. 2.10 сплошными линиями.
При низких значениях в данном случаеувеличивается с ростом, что объясняется «облегчением» компрессора в указанных условиях и раскруткой ротора ГГ. При высоких значенияхкомпрессор «затяжеляется», а его частота вращения уменьшается с ростом. «Затяжеление» у нерегулируемых компрессоров наблюдается при> 6…7. Но если осуществляется регулирование компрессора поворотом лопаток НА группы первых ступеней – степень их «затяжеления» снижается (штриховые линии на рис. 2.10).
Может возникнуть необходимость ограничения максимально допустимой величины n по условиям прочности. Как видно, при малых значениях это ограничение достигается в области высоких, т.е при больших скоростях полета.
Программа управления nпр=const соответствует условию подобия режимов работы ТРД. При этом в области nпр = const обеспечивается постоянство всех безразмерных параметров ГГ. Температура и частота вращенияn при увеличении температуры возрастают и находятся исходя из условий:= const;n = const. Запас устойчивости компрессора сохраняется неизменным, поэтому программа управленияnпр = const применяется для предотвращения снижения Ку ниже Ку.min при низких значениях температур .
Программы управления одновального ГГ с учетом эксплуатационных ограничений по условиям прочности (n ≤ nmax или ≤) и газодинамической устойчивости (Ку ≥ Ку.min) определяются по характеристикам ГГ при известных значениях ограничиваемых величин nmax , иКу.min , найденных из предварительных прочностных и газодинамических расчетов.
Характерные программы управления одновального ГГ для случая = const, полученные с учетом эксплуатационных ограничений для «затяжеляющегося» (а) и «облегчающегося» (б) компрессоров, представлены на рис. 2.11. Случай а здесь соответствует = 10 (он характерен для ГГ ТРДД). Случайб соответствует = 4 (он характерен для ГГ высокого давления двухвальных ТРД). Основной диапазон режимов работы ГГ на рис. 2.11 соответствует областиII.
Рис. 2.11. Комбинированная программ управления одновального ГГ при «затяжеляющемся» (а) и «облегчающемся» (б) компрессорах |
При = 10 в областиII принята программа управления n = nmax = const. Поскольку компрессор при = 10 является «затяжеляющимся», температурапри увеличенииповышается. Приона достигаети далее в областиIII поддерживается программа управления = const. При уменьшении температурыприведенная частота вращения повышается и принаступает ограничение поnпр.max. В области I, где <, поддерживается условиеnпр = const. Здесь вследствие подобия режимов работы ГГ = const;n = const и Ку = Ку.min = const. Следовательно, при рассмотренной комбинированной программе управления двигатель все время работает на предельных режимах: в области I – с минимально допустимым запасом устойчивости; в области II – при n = nmax = const; в области III – при == const. При величине= 4, характерной для КВД двухвальных ГГ
(рис. 2.11 б), в области II принята программа управления = const. При «облегчающемся» компрессоре здесь с увеличением температурына входе в ГГ ВД происходит «раскрутка» ротора ГГ. Придостигается ограничение поnВД = nВД.max, а при – поnВД.пр.max.
Аналогичные программы управления на предельных режимах имели бы ТРД, если бы у них соблюдалось условие Fкр = const, т.е. при однопараметрическом управлении.
- Предисловие
- Введение
- Турбореактивный одноконтурный двигатель (трд)
- Турбореактивный двигатель с форсажом (трдф)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель без смешения потоков (трдд)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель со смешением потоков (трдДсм)
- Двигатели непрямой реакции
- Турбовальные двигатели (тВаД)
- Турбовинтовые двигатели (твд)
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд
- 1.1. Уравнение неразрывности
- 1.2. Уравнение сохранения энергии
- 1.3. Уравнение первого закона термодинамики
- 1.4. Обобщенное уравнение бернулли
- 1.5. Теорема эйлера об изменении количества движения
- Глава 2 тяга, мощность и удельные парамеры авиационных двигателей
- 2.1. Двигатель и силовая установка
- 2.2. Тяга реактивного двигателя
- 2.3. Эффективная тяга силовой установки
- 2.4. Внешнее сопротивление силовой установки и его составляющие
- 2.5. Удельные параметры авиационных гтд
- Удельные параметры гтд прямой реакции
- Удельные параметры гтд непрямой реакции
- Глава 3 теория ступени компрессора гтд
- 3.1. Назначение компрессоров гтд, их типы
- И основные требования к ним
- 3.2. Схема и принцип действия ступени осевого компрессора
- 3.3. Работа, затрачиваемая на вращение колеса ступени
- 3.4. Изображение процесса сжатия воздуха в ступени в p, V- и t,s- координатах
- 3.5. Основные параметры ступени компрессора
- Геометрические параметры
- Газодинамические и кинематические параметры
- 1. Степень повышения давления в ступени
- 2. Адиабатная работа сжатия воздуха в ступени
- 3. Кпд ступени
- 5. Числа Маха на входе в рк и на.
- 6. Коэффициент расхода
- 7. Коэффициент адиабатного напора
- 8. Степень реактивности ступени.
- 3.6. Условия совместной работы элементов ступени, расположенных на различных радиусах
- 3.7. Профилирование ступеней по закону постоянства циркуляции
- 3.8. Параметры и характеристики компрессорных решеток профилей
- Параметры профиля и решетки профилей
- Характеристики решеток профилей
- Влияние чисел м и Re на характеристики компрессорных решеток
- 3.9. Особенности течения воздуха в лопаточных венцах осевого компрессора
- 3.10. Особенности трансзвуковых и сверхзвуковых ступеней осевого компрессора
- 3.11. Особенности вентиляторных ступеней трдд с большой степенью двухконтурности
- 3.12. Схема и особенности работы центробежной ступени компрессора
- 3.13. Работа вращения колеса и основные параметры центробежной ступени
- Глава 4
- 4.1. Основные параметры многоступенчатого компрессора (каскада) и их связь с параметрами ступеней
- 4.2. Формы проточной части осевого компрессора (каскада)
- 4.3. Распределение работы сжатия воздуха между ступенями компрессора (каскада)
- Глава 5 характеристики компрессоров и их регулирование
- 5.1. Общие представления о характеристиках компрессоров и методах их определения
- 5.2. Применение теории подобия к построению характеристик компрессора
- 5.3. Характеристики ступени осевого компрессора
- 5.4. Срывные режимы работы ступени
- 5.5. Характеристики нерегулируемых многоступенчатых компрессоров Совместная работа ступеней в многоступенчатом компрессоре
- Граница устойчивой работы многоступенчатого компрессора
- 5.6. Срывные и неустойчивые режимы работы многоступенчатых компрессоров
- 5.7. Рабочие режимы и запас устойчивости компрессора в системе гтд
- 5.8.Задачи и способы регулирования компрессоров гтд
- Перепуск воздуха
- Поворот лопаток направляющих аппаратов
- Разделение компрессора на каскады (группы ступеней)
- Глава 6 газовые турбины гтд
- 6.1. Назначение турбин гтд и основные
- Требования к ним
- 6.2. Схема и принцип работы ступени турбины
- 6.3. Работа газа на окружности колеса ступени
- 6.4. Изображение процесса расширения газа в ступени в p,V- и I,s- координатах
- 6.5. Основные параметры ступени турбины Геометрические параметры
- Газодинамические параметры
- Кинематические параметры
- 6.6. Потери в ступени турбины и их зависимость от различных факторов
- Потери в ступени турбины
- Влияние параметра u /c1 на кпд ступени
- 6.7. Основные параметры многоступенчатой турбины и их связь с параметрами её ступеней
- 6.8. Способы представления характеристик ступени газовой турбины
- 6.9.Характеристики ступени турбины
- Характеристики ступени турбины
- Глава 7 камеры сгорания гтд
- 7.1. Назначение камер сгорания и основные
- Требования к ним
- 7.2. Основные параметры камер сгорания гтд
- 7.3. Основные закономерности процесса горения топлива
- 7.4. Типы основных камер сгорания гтд и организация процесса горения в них
- 7.5. Характеристики камер сгорания авиационных гтд
- 7.6. Потери полного давления в камерах сгорания гтд
- 7.7. Определение расхода топлива в камерах сгорания
- 7.8. Назначение камер смешения и основные требования к ним
- 7.9. Схемы камер смешения и картина течения в них
- 7.10. Расчет параметров потока за камерой смешения
- Глава 8 входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- 8.1.Типы входных устройств и их классификация
- 8.2. Основные параметры входных устройств
- 8.3. Особенности дозвуковых ходных устройств
- 8.4. Организация рабочего процесса в сверхзвуковых входных устройствах внешнего сжатия
- 8.5. Назначение выходных устройств и предъявляемые к ним требования
- 8.6.Схемы, основные параметры и режимы работы дозвуковых выходных устройств
- Скорость истечения газа из суживающегося сопла и режимы его работы
- 8.7. Потери в выходных устройствах и способы их оценки
- 8.8.Устройства реверса тяги
- Турбовальных гтд вертолетов
- Часть 2. Термодинамический цикл, совместная
- 1.2. Зависимость работы и внутреннего кпд реального цикла от π и δ
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла
- Оптимальная степень повышения давления в компрессоре
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла от степени подогрева воздуха δ.
- 1.4. Тяговая работа и тяговый кпд гтд прямой реакции
- 1.5. Полный кпд гтд прямой реакции
- 1.6. Оптимальное распределение работы цикла между контурами в трдд без смешения потоков
- 1.7. Оптимальное значение степени повышения давления в вентиляторе трдд со смешением потоков
- 1.8. Связь удельных параметров трд и трдд с параметрами рабочего процесса
- 1.9. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени повышения давления в цикле
- Зависимость Руд и Судот π для одноконтурных двигателей
- Зависимость Руд и Суд от π для двухконтурных двигателей
- 1.10. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени подогрева рабочего тела в цикле
- Зависимость Руд и СудотΔ для двухконтурных двигателей
- Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- 2.1. Функциональные модули авиационных силовых становок
- 2.2. Управляемые параметры и управляющие факторы
- 2.3. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов и одновальных трд
- 2.4. Рабочие линии на характеристике компрессора одновального газогенератора
- 2.5. Критериальные характеристики одновальных газогенераторов
- 2.6. Программы управления одновальных гг и
- Одновальных трд, управляемых по одному параметру
- Рассогласование ступеней компрессора в одновальном гг
- (И одновальном трд)
- Программы управдения одновальных гг и одновальных трд
- Глава 3 Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- 3.1. Совместная работа элементов трдДсм
- 3.2. Рабочие линии на характеристике кнд и влияние на них различных факторов
- 3.3. Формирование программ управления трддсм
- Глава 4 характеристики одноконтурных и двухконтурных трд Характеристики одноконтурных трд
- 4.1. Скоростные характеристики трд
- 4.2. Высотные характеристики трд
- 4.3. Дроссельные характеристики трд
- Характеристики двухконтурных трд (трдд)
- 4.4. Скоростные характеристики трдд
- 4.5. Высотные характеристики трдд
- 4.6. Высотно-скоростные характеристики трдд
- 4.7. Дроссельные характеристики трдд
- Глава 5 рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.1. Удельные параметры тВаД и их зависимость от
- Параметров рабочего процесса
- 5.2. Области применения и особенности термодинамического цикла тВаД
- 5.3. Совместная работа элементов турбовальных двигателей
- 5.4. Особенности регулирования вертолетных турбовальных двигателей
- 5.5. Программы управления вертолетных гтд на режимах ограничения
- 5.6. Высотные характеристики турбовальных двигателей
- 5.7. Дроссельные характеристики турбовальных двигателей
- 5.8. Климатические характеристики турбовальных двигателей
- 5.9. Схемы и основные параметры турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.10. Оптимальное распределение работы цикла твд и тввд между винтом и реакцией газовой струи
- 5.11. Совместная работа элементов и программы управления твд
- 5.12. Эксплуатационные характеристики твд и тввд
- 5.13. Области применения тввд и перспективы их развития
- Глава 6 неустановившиеся режимы работы авиационных гтд
- 6.1. Требования к динамическим характеристикам гтд
- 6.2. Факторы, влияющие на переходные процессы в гтд. Гипотеза квазистационарности
- 6.3. Уравнения динамики роторов гтд
- 6.4. Факторы, влияющие на избыточную мощность турбины
- 6.5. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в одновальныхтрд
- 6.6. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухвальных трд
- 6.7. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухконтурных трд
- 6.8. Запуск гтд на земле
- 6.9. Запуск гтд в полете
- Литература
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд Глава 1. Основные уравнения движения газа в двигателях и их элементах
- Глава 2. Тяга, мощность и удельные параметры авиационных двигателей
- Глава 3. Теория ступени компрессора гтд
- Глава 4. Многоступенчатые компрессоры
- Глава 5. Характеристики компрессоров и их регулирование
- Глава 6. Газовые турбины гтд
- Глава 7. Камеры сгорания и камеры смешения авиационных гтд
- Глава 8. Входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- Часть 2.Термодинамический цикл, совместная работа элементов и характеристики авиационных силовых
- Глава 1. Термодинамический анализ рабочего процесса гтд прямой реакции
- Глава 2. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- Глава 3. Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- Глава 4. Характеристики одноконтурных и двухконтурных трд
- Глава 5. Рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигвтелей
- Глава 6. Неустановившиеся режимы работы авиационных гтд