2.3. Эффективная тяга силовой установки
Под эффективной тягой силовой установки Рэф понимают тягу двигателя Р за вычетом всех внешних сопротивлений, создаваемых самой силовой установкой.
По физическому смыслу Рэф является равнодействующей всех сил давления и трения, действующих на элементы проточной части со стороны газового потока, протекающего через силовую установку изнутри, и внешнего потока воздуха, обтекающего силовую установку снаружи. Задача определения эффективной тяги сводится к нахождению векторной суммы всех указанных сил. Эти силы принято разделять на внутренние (Rвн) и наружные (Rнар).
Внутренние силы представляют собой сумму сил давления и трения, действующих на рабочие поверхности силовой установки, со стороны воздуха и газа, протекающих через силовую установку. Величина равнодействующей внутренних сил практически не зависит от способа установки двигателя на летательном аппарате.
Наружные силы представляют собой совокупность сил давления и трения, действующих на силовую установку со стороны обтекающего ее внешнего потока. Эти силы существенно зависят от способа размещения силовой установки на летательном аппарате.
Рассмотрим наиболее простой с точки зрения учета условий внешнего обтекания случай, когда силовая установка расположена в отдельной мотогондоле. Рассмотрим ее обтекание в полёте (рис. 2.1). При этом предположим, что векторы скорости полёта и скорости истечения газа из соплапараллельны оси двигателя.
Рис. 2.1. Схема обтекания двигательной гондолы
Сечения в невозмущенном потоке перед силовой установкой, на входе в воздухозаборник и на выходе из сопла двигателя обозначим Н-Н, вх-вх и с-с. Соответственно, площади этих нормальных сечений будут FН, Fвх и Fс. Наружную поверхность силовой установки здесь условно разделим на три части: лобовую часть вх-М, центральную часть М-и кормовую часть-c.
Набегающий поток воздуха разделяется поверхностью тока Н-вх на внутренний, проходящий через двигатель, и внешний, обтекающий силовую установку снаружи.
Главной причиной возникновения внешнего сопротивления силовой установки является повышение давления на головном участке гондолы вх-М (р>pH) и наличие разрежения на ее кормовом участке -c (p<pH). К этому прибавляется сопротивление от сил трения по всей поверхности гондолы от сечения вх-вх до сечения с-с.
Эффективная тяга силовой установки представляет собой следующую векторную сумму
, (2.4)
где – равнодействующая сил давления и трения газа, действующих на внутренние поверхности силовой установки, а– равнодействующая сил давления и трения, действующих на наружную поверхность гондолы.
Силу можно определить непосредственным интегрированием сил давления и трения по внешней поверхности гондолы. Тогда
, (2.5)
где и– равнодействующие сил давления и трения, приложенные к наружной поверхности гондолы.
Величину определим, используя теорему Эйлера. Для этого выделим объем струи газа, ограниченный следующей контрольной поверхностью (рис. 2.1): слева – сечениемН-Н; между сечениями Н - Н и вх - вх – боковой поверхностью струи; между сечениями вх - вх и с - с – внутренней поверхностью силовой установки, а справа, на выходе из силовой установки, – сечением с-с. На рис. 2.1 границы этой контрольной поверхности обозначены пунктиром. Отбросим газ вне контрольной поверхности от сечения Н-Н до сечения вх-вх и в сечении с-с и заменим его воздействие на газ внутри этой поверхности силами давления.
Силовая установка воздействует на газ, протекающий через неё, с силой , равной по модулю силе, но противоположно ей направленной.
Тогда в соответствии с теоремой Эйлера
, (2.6)
где FН и Fс – силы давления, приложенные к торцевым поверхностям вы
деленного участка струи; – равнодействующая сил давления, приложенных к боковой поверхности струи на участкеН - вх, – количество движения на выходе из контрольной поверхности, а – количество движения на входе в неё. Причем в уравнениях (2.5) и (2.6) dF– это площадь проекции элемента контрольной поверхности или поверхности гондолы на плоскость, перпендикулярную направлению полета.
Так как =, то из формулы (2.6) получим
. (2.7)
Подставив (2.5) и (2.7) в (2.4), определим эффективную тягу силовой установки
. (2.8)
Для перехода от абсолютных давлений к избыточным давлениям воспользуемся следующим очевидным тождеством:
+. (2.9)
Вычтем из (2.8) выражение (2.9), тогда
Спроектировав полученное выражение на направление полета, получим
. (2.10)
Эта формула является общим выражением эффективной тяги для силовой установки рассмотренной схемы. Первые три члена её правой части соответствуют формуле Стечкина (2.1) для тяги двигателя. Поэтому можно сказать, что эффективная тяга силовой установки
равна тяге двигателя за вычетом внешнего сопротивления силовой установки, равного .
Необходимо отметить, что тяга реактивного двигателя, вообще говоря, является векторной величиной, так как векторы инеобязательно могут быть направлены вдоль оси двигателя, как это было принято выше, а могут отклоняться от нее, например, при полетах со значительными углами атаки или при повороте сопла. Поэтому, например, для определения тяги двигателя при полном расшире
нии газа в сопле в общем случае формула (2.1) примет вид: .
- Предисловие
- Введение
- Турбореактивный одноконтурный двигатель (трд)
- Турбореактивный двигатель с форсажом (трдф)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель без смешения потоков (трдд)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель со смешением потоков (трдДсм)
- Двигатели непрямой реакции
- Турбовальные двигатели (тВаД)
- Турбовинтовые двигатели (твд)
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд
- 1.1. Уравнение неразрывности
- 1.2. Уравнение сохранения энергии
- 1.3. Уравнение первого закона термодинамики
- 1.4. Обобщенное уравнение бернулли
- 1.5. Теорема эйлера об изменении количества движения
- Глава 2 тяга, мощность и удельные парамеры авиационных двигателей
- 2.1. Двигатель и силовая установка
- 2.2. Тяга реактивного двигателя
- 2.3. Эффективная тяга силовой установки
- 2.4. Внешнее сопротивление силовой установки и его составляющие
- 2.5. Удельные параметры авиационных гтд
- Удельные параметры гтд прямой реакции
- Удельные параметры гтд непрямой реакции
- Глава 3 теория ступени компрессора гтд
- 3.1. Назначение компрессоров гтд, их типы
- И основные требования к ним
- 3.2. Схема и принцип действия ступени осевого компрессора
- 3.3. Работа, затрачиваемая на вращение колеса ступени
- 3.4. Изображение процесса сжатия воздуха в ступени в p, V- и t,s- координатах
- 3.5. Основные параметры ступени компрессора
- Геометрические параметры
- Газодинамические и кинематические параметры
- 1. Степень повышения давления в ступени
- 2. Адиабатная работа сжатия воздуха в ступени
- 3. Кпд ступени
- 5. Числа Маха на входе в рк и на.
- 6. Коэффициент расхода
- 7. Коэффициент адиабатного напора
- 8. Степень реактивности ступени.
- 3.6. Условия совместной работы элементов ступени, расположенных на различных радиусах
- 3.7. Профилирование ступеней по закону постоянства циркуляции
- 3.8. Параметры и характеристики компрессорных решеток профилей
- Параметры профиля и решетки профилей
- Характеристики решеток профилей
- Влияние чисел м и Re на характеристики компрессорных решеток
- 3.9. Особенности течения воздуха в лопаточных венцах осевого компрессора
- 3.10. Особенности трансзвуковых и сверхзвуковых ступеней осевого компрессора
- 3.11. Особенности вентиляторных ступеней трдд с большой степенью двухконтурности
- 3.12. Схема и особенности работы центробежной ступени компрессора
- 3.13. Работа вращения колеса и основные параметры центробежной ступени
- Глава 4
- 4.1. Основные параметры многоступенчатого компрессора (каскада) и их связь с параметрами ступеней
- 4.2. Формы проточной части осевого компрессора (каскада)
- 4.3. Распределение работы сжатия воздуха между ступенями компрессора (каскада)
- Глава 5 характеристики компрессоров и их регулирование
- 5.1. Общие представления о характеристиках компрессоров и методах их определения
- 5.2. Применение теории подобия к построению характеристик компрессора
- 5.3. Характеристики ступени осевого компрессора
- 5.4. Срывные режимы работы ступени
- 5.5. Характеристики нерегулируемых многоступенчатых компрессоров Совместная работа ступеней в многоступенчатом компрессоре
- Граница устойчивой работы многоступенчатого компрессора
- 5.6. Срывные и неустойчивые режимы работы многоступенчатых компрессоров
- 5.7. Рабочие режимы и запас устойчивости компрессора в системе гтд
- 5.8.Задачи и способы регулирования компрессоров гтд
- Перепуск воздуха
- Поворот лопаток направляющих аппаратов
- Разделение компрессора на каскады (группы ступеней)
- Глава 6 газовые турбины гтд
- 6.1. Назначение турбин гтд и основные
- Требования к ним
- 6.2. Схема и принцип работы ступени турбины
- 6.3. Работа газа на окружности колеса ступени
- 6.4. Изображение процесса расширения газа в ступени в p,V- и I,s- координатах
- 6.5. Основные параметры ступени турбины Геометрические параметры
- Газодинамические параметры
- Кинематические параметры
- 6.6. Потери в ступени турбины и их зависимость от различных факторов
- Потери в ступени турбины
- Влияние параметра u /c1 на кпд ступени
- 6.7. Основные параметры многоступенчатой турбины и их связь с параметрами её ступеней
- 6.8. Способы представления характеристик ступени газовой турбины
- 6.9.Характеристики ступени турбины
- Характеристики ступени турбины
- Глава 7 камеры сгорания гтд
- 7.1. Назначение камер сгорания и основные
- Требования к ним
- 7.2. Основные параметры камер сгорания гтд
- 7.3. Основные закономерности процесса горения топлива
- 7.4. Типы основных камер сгорания гтд и организация процесса горения в них
- 7.5. Характеристики камер сгорания авиационных гтд
- 7.6. Потери полного давления в камерах сгорания гтд
- 7.7. Определение расхода топлива в камерах сгорания
- 7.8. Назначение камер смешения и основные требования к ним
- 7.9. Схемы камер смешения и картина течения в них
- 7.10. Расчет параметров потока за камерой смешения
- Глава 8 входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- 8.1.Типы входных устройств и их классификация
- 8.2. Основные параметры входных устройств
- 8.3. Особенности дозвуковых ходных устройств
- 8.4. Организация рабочего процесса в сверхзвуковых входных устройствах внешнего сжатия
- 8.5. Назначение выходных устройств и предъявляемые к ним требования
- 8.6.Схемы, основные параметры и режимы работы дозвуковых выходных устройств
- Скорость истечения газа из суживающегося сопла и режимы его работы
- 8.7. Потери в выходных устройствах и способы их оценки
- 8.8.Устройства реверса тяги
- Турбовальных гтд вертолетов
- Часть 2. Термодинамический цикл, совместная
- 1.2. Зависимость работы и внутреннего кпд реального цикла от π и δ
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла
- Оптимальная степень повышения давления в компрессоре
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла от степени подогрева воздуха δ.
- 1.4. Тяговая работа и тяговый кпд гтд прямой реакции
- 1.5. Полный кпд гтд прямой реакции
- 1.6. Оптимальное распределение работы цикла между контурами в трдд без смешения потоков
- 1.7. Оптимальное значение степени повышения давления в вентиляторе трдд со смешением потоков
- 1.8. Связь удельных параметров трд и трдд с параметрами рабочего процесса
- 1.9. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени повышения давления в цикле
- Зависимость Руд и Судот π для одноконтурных двигателей
- Зависимость Руд и Суд от π для двухконтурных двигателей
- 1.10. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени подогрева рабочего тела в цикле
- Зависимость Руд и СудотΔ для двухконтурных двигателей
- Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- 2.1. Функциональные модули авиационных силовых становок
- 2.2. Управляемые параметры и управляющие факторы
- 2.3. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов и одновальных трд
- 2.4. Рабочие линии на характеристике компрессора одновального газогенератора
- 2.5. Критериальные характеристики одновальных газогенераторов
- 2.6. Программы управления одновальных гг и
- Одновальных трд, управляемых по одному параметру
- Рассогласование ступеней компрессора в одновальном гг
- (И одновальном трд)
- Программы управдения одновальных гг и одновальных трд
- Глава 3 Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- 3.1. Совместная работа элементов трдДсм
- 3.2. Рабочие линии на характеристике кнд и влияние на них различных факторов
- 3.3. Формирование программ управления трддсм
- Глава 4 характеристики одноконтурных и двухконтурных трд Характеристики одноконтурных трд
- 4.1. Скоростные характеристики трд
- 4.2. Высотные характеристики трд
- 4.3. Дроссельные характеристики трд
- Характеристики двухконтурных трд (трдд)
- 4.4. Скоростные характеристики трдд
- 4.5. Высотные характеристики трдд
- 4.6. Высотно-скоростные характеристики трдд
- 4.7. Дроссельные характеристики трдд
- Глава 5 рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.1. Удельные параметры тВаД и их зависимость от
- Параметров рабочего процесса
- 5.2. Области применения и особенности термодинамического цикла тВаД
- 5.3. Совместная работа элементов турбовальных двигателей
- 5.4. Особенности регулирования вертолетных турбовальных двигателей
- 5.5. Программы управления вертолетных гтд на режимах ограничения
- 5.6. Высотные характеристики турбовальных двигателей
- 5.7. Дроссельные характеристики турбовальных двигателей
- 5.8. Климатические характеристики турбовальных двигателей
- 5.9. Схемы и основные параметры турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.10. Оптимальное распределение работы цикла твд и тввд между винтом и реакцией газовой струи
- 5.11. Совместная работа элементов и программы управления твд
- 5.12. Эксплуатационные характеристики твд и тввд
- 5.13. Области применения тввд и перспективы их развития
- Глава 6 неустановившиеся режимы работы авиационных гтд
- 6.1. Требования к динамическим характеристикам гтд
- 6.2. Факторы, влияющие на переходные процессы в гтд. Гипотеза квазистационарности
- 6.3. Уравнения динамики роторов гтд
- 6.4. Факторы, влияющие на избыточную мощность турбины
- 6.5. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в одновальныхтрд
- 6.6. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухвальных трд
- 6.7. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухконтурных трд
- 6.8. Запуск гтд на земле
- 6.9. Запуск гтд в полете
- Литература
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд Глава 1. Основные уравнения движения газа в двигателях и их элементах
- Глава 2. Тяга, мощность и удельные параметры авиационных двигателей
- Глава 3. Теория ступени компрессора гтд
- Глава 4. Многоступенчатые компрессоры
- Глава 5. Характеристики компрессоров и их регулирование
- Глава 6. Газовые турбины гтд
- Глава 7. Камеры сгорания и камеры смешения авиационных гтд
- Глава 8. Входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- Часть 2.Термодинамический цикл, совместная работа элементов и характеристики авиационных силовых
- Глава 1. Термодинамический анализ рабочего процесса гтд прямой реакции
- Глава 2. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- Глава 3. Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- Глава 4. Характеристики одноконтурных и двухконтурных трд
- Глава 5. Рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигвтелей
- Глава 6. Неустановившиеся режимы работы авиационных гтд