logo
Теория авиационных двигателей (РИО)

5.4. Особенности регулирования вертолетных турбовальных двигателей

Рис. 5.6. Примерная программа

регулирования вертолетного ТВаД в

широком диапазоне изменения РШГ

У современных турбовальных ГТД со свободной турбиной угол установки лопастей несущего винта н.ви частота вращения его ротораnн.впрактически не влияют на характеристики газогенератора. Это справедливо для двигателей с нерегулируемыми компрессорами или в случаях, когда компрессор ГГ регулируется только в зависимости от приведенной частоты вращения ротора ГГ, а турбина ГГ является «запертой» сопловым аппаратом первой ступени свободной турбины, который выполняет роль дросселя с неизменной площадью проходного сечения.При этих условиях режим работы ГГ задается только одним управляющим фактором – расходом топлива Gт и, следовательно, его САУ является однопараметрической.

Типовая программа управления вертолетного ТВаД в зависимости от угла установки рычага управления (в данном случае – рычага «шаг–газ» РШГ) представлена на рис. 5.6. В основном эксплуатационном диапазоне режимов работы двигателя (от 2 до 3) программа обеспечивает постоянство частоты вращения свободной турбины nс.т = const. При пилотировании вертолета летчик с целью регулирования тяги несущего винта изменяет угол установки (шаг) его лопастей, а в соответствии с этим САУ ГГ изменяет подачу топлива (газ) двигателя. При увеличении Gт возрастают nт.к, , параметры газа перед свободной турбиной и повышается мощность на валу свободной турбины, которая через трансмиссию передается несущему и рулевому винтам.Такая система управления получила наименование «шаг-газ».

Условие поддержания nс.т = const диктуется требованиями безопасности полетов и удобства пилотирования. Это связано с тем, что при

nс.т = const обеспечивается возможность быстрого увеличения тяги несущего винта, т.к. не требуются затраты времени на раскрутку несущего винта, имеющего очень большой момент инерции. И только на пониженных режимах, когда несущий винт становится на упор минимального шага (при 2, см. рис. 5.6) nс.т начинает снижаться и nт.к тоже уменьшается – вплоть до режима МГ (при  = 1).

Рис. 5.7. Зависимость параметров

ТВаД со свободной турбинной

от загрузки несущего винта

На рис. 5.7 представлена зависимость параметров двигателя (в диапазоне изменения от2до3) от угла установки несущего винтан.в. Ее принято называтьнагрузочной характеристикой несущего винта.

При увеличении, например, н.в нарушается баланс потребной и располагаемой мощностей на выходном валу, что приводит к снижению частоты вращения свободной турбины nс.т. Входящий в состав САУ двигателя регулятор частоты вращения несущего винта реагирует на снижение nс.т увеличением подачи топлива в камеру сгорания Gт. При этом ГГ переходит на повышенный режим работы, характеризуемый более высокими значениями параметров рабочего процесса nт.к, nт.к.пр, и мощностиNе (рис. 5.7). Происходит восстановление баланса мощностей, что приводит к восстановлению заданной частоты вращения свободной турбины.

Существует режим максимальной загрузки несущего винта н.в.max (при nс.т=const), который характеризуется тем, что один из ограничиваемых параметров двигателя достигает предельно допустимой величины по условиям надежной работы двигателя. Тогда соблюдение условия nс.т=const при дальнейшем увеличении н.в становится невозможным. При дальнейшей загрузке несущего винта в области н.в > н.в.max вступает в действие ограничитель, блокирующий работу регулятора nс.т = const, и начинает осуществляться подача топлива из условия поддержания неизменного значения ограничиваемого параметра. Тогда nс.т начинает падать. Но если система управления ГГ является однопараметрической, то поддержание в области н.в > н.в.max постоянства одного из ограничиваемых параметров (при ТН = const) обеспечивает неизменность остальных его параметров, а мощность Nе меняется незначительно (только в соответствии с изменением КПД свободной турбины с.т).

Рассмотрим, какие параметры могут приниматься за параметры ограничения. Как и в других типах ГТД, ограничение может назначаться по =;nт.к =nт.к.max;nт.к.пр =nт.к.пр.max. Первые два ограничения обусловлены условиями прочности, а третье – газодинамической устойчивостью компрессора.

Помимо указанных общепринятых для всех типов ГТД ограничений, у турбовального ГТД имеется еще одно специфическое ограничение: по максимальной мощности на валу двигателя Nе = Nе max. Поясним смысл этого ограничения.

Для турбовальных ГТД характерно уменьшение располагаемой мощности Ne с увеличением высоты полета. А мощность, потребная для полета вертолета, с высотой полета возрастает. Поэтому для обеспечения полета вертолетов с полной полезной нагрузкой на требуемых высотах приходится устанавливать на них более мощные двигатели, чем это требуется для полета при Н = 0. Тогда на высотах, меньших расчетной, двигатель обладает значительным избытком мощности. Этот избыток мощности является излишним – он не может быть использован для улучшения летных характеристик вертолета. Но выход двигателя при Н < Нр на эти повышенные мощности недопустим, так как представляет опасность для прочности самого двигателя, редуктора и трансмиссии, которые в целях снижения массы редуктора и трансмиссии вертолета рассчитываются на Nе max = Nе р. Поэтому у вертолетных ГТД в качестве ограничиваемой величины принимают максимальную мощность на валу двигателя Nе max при Н = Нр, а на высотах полета, меньших расчетной, и в любых других условиях вводят в качестве ограничения по прочности требование NеNе max.

Для того чтобы выяснить, какой из перечисленных ограничиваемых параметров достигает предельного значения при конкретных величинах температуры ТНи давлениярН, рассмотрим работу двигателя на режимах ограничения, включая режиммаксимальной загрузки несущего винта.