logo
Теория авиационных двигателей (РИО)

8.1.Типы входных устройств и их классификация

Входные устройства ГТД предназначены для забора воздуха из окружающей атмосферы, подвода его к двигателю с наименьшими потерями и осуществления процесса сжатия этого воздуха от скоростного напора.

Основным элементом входного устройства (ВУ), является воздухозаборник (ВЗ).

В зависимости от типа ЛА входное устройство может включать в себя также защитные устройства от попадания пыли и посторонних предметов, створки перепуска, системы управления пограничным слоем; средства регулирования и пр.

У дозвуковых ЛА сжатие воздуха от скоростного напора является не очень значительным (или может совсем отсутствовать) и ВУ осуществляет в основном только функции забора и подвода воздуха к двигателю в нужном количестве с малыми потерями.

Применяемые на различных ЛА ВУ отличаются большим разнообразием типов и конструктивных форм. Диапазон скоростей полета ЛА и требования к его маневренным свойствам оказывают наибольшее влияние на облик ВУ. Соответственно самолетные ВУ подразделяют на:

- дозвуковые - числа M крейсерского полета, не превышающие 0,8…0,9. Устанавливаются на самолетах гражданской авиации, военно-транспортных самолетах ина вертолетах. В силовых установках этих ЛА сжатие воздуха осуществляется в основном компрессором, а повышение давления от скоростного напора невелико. Простая конструкция. Их выполняют нерегулируемыми.

- трансзвуковые - большие дозвуковые крейсерские и относительно небольшие сверхзвуковые максимальные скорости полета (МН < 1,5…1,7). Повышение давления за счет скоростного напора в таких ВУ является более значительным. ВУ этих самолетов отличаются простотой конструкции, так как они обычно выполняются нерегулируемыми.

- сверхзвуковые (СВУ) - устанавливаются на самолетах, имеющих высокие значения максимальных чисел М полета (обычно при ). Их, как правило, выполняют регулируемыми.