logo search
Zaz-965А-965АБ

Коробка передач

Коробка передач — механическая, двухвальная, трехходовая, четырехступенчатая, с четырьмя передачами вперед и одной назад (рис. 49). Все шестерни, за исключением шестерен первой передачи и заднего хода, косозубые.

Рис. 49. Коробка передач:

I — крышка задняя; 2 — гайка; 3 — стопорная шайба; 4 - шестерня 2-й передачи ведущая; 5 — подшипник; 6 — кольцо стопорное; 7 — крышка; 8 — вал ведущий в сборе; 9 — блок промежуточных шестерен заднего хода. 10 — шестерня 4-й передачи ведущая;

11 — подшипник, 12 — картер коробки передач; 13 — ведомый вал сцепления. 14 -сапун; 15 — подшипник первичного вала, 16 — сальник, 17—картер сцепления; 18—гайка, 19—шестерня ведущая главной передачи, 20 — подшипник; 21 — шайба регулировочная; 22—пробка спускная, 23—шестерня 4-й передачи ведомая, 24—втулка, 25 — пружина синхронизатора, 26 — шестерня 1-й пере- дачи и заднего хода: 27 — муфта включения синхронизаторов 3-й и 4-й передач, 28 — ступица муфты синхронизаторов; 29 — коль- цо синхронизатора; 30 — шестерня 3-й передачи. 31 — подшипник, 32 — болт, 33 — крышка подшипника; 34 — шестерня ведомая 2-й передачи; 35 — втулка шестерни 2-й передачи. 36 — муфта включения синхронизатора 2-й передачи; 37 — ступица муфты; 38 —шайба; 39 — шестерня привода редуктора спидометра; 40 —шайба, 41 — гайка стяжная; 42 — шплинт.

Рис. 50. Механизм переключения передач.

1 — шток вилки переключения заднего хода; 2 — шток вилки переключения 3-й и 4-й передач. 3 — шток вилки переключения 1-й и 2-й передач; 4 — ползун переключения передач; 5 — сальник ползуна; 6 — задняя крышка; 7 — шарико- вый замок; 8 — толкатель замков; 9 — замок нижних штоков; 10—шарик фиксатора 11 — пружина фиксатора; 12 — контргайка; 13 — болт стопорный оси блока, 14 — ось блока шестерен заднего хода.

Шестерни 2-й, 3-й и 4-й передач находятся в постоянном за- цеплении включаются с помощью муфт и синхронизаторов.

Кольца синхронизаторов унифицированы с кольцами синхрони- заторов автомобиля «Москвич-407».

Синхронизатор служит для бесшумного включения передачи. Слишком быстрое переключение может повредить синхронизатор. Поэтому рычаг переключения передвигайте плавно, без рывков.

Учитывайте, что первая передача не имеет синхронизатора и поэтому переключение со второй на первую передачу, во избежа- ние поломок шестерен, следует производить только после снижения скорости автомобиля до скорости пешехода.

Перемещение муфт включения осуществляется с помощью вилок

и трех подвижных штоков, установленных в направляющих, ко- торые выполнены в передней и задней стенках картера коробки передач. Штоки имеют пазы, расположенные впереди задней стен- ки картера. Верхние пазы выполнены заодно со штоками, а ниж- ний — заодно с вилкой 2-й передачи

В пазы штоков и вилки входит ползун переключения передач, что вместе составляет избирательное устройство (рис. 50).

Фиксаторы штоков изготовлены в виде шариков, прижимаемых пружинами. Они входят в канавки на концах штоков и тем фикси- руют ту или иную передачу. Для предотвращения включения сразу двух передач установлено блокирующее устройство, состоящее из шарика, толкателя и замка.

Управление коробкой передач производится рычагом на тун- нели пола кузова (см. рис. 51). Нижний конец рычага установлен в штампованном корпусе на шаровой опоре. Шаровая проточка рычага обеспечивает шарнирное соединение с ползуном.

Для предупреждения включения вместо 4-й передачи заднего хода на рычаге сделан цилиндрический выступ, а на корпусе меха- низма — бурт.

Поэтому категорически запрещается во время движения при включении 4-й передачи нажимать на рычаг переключения передач. В противном случае может включиться передача заднего хода и произойдет поломка коробки передач.

Корпус механизма крепится к туннелю четырьмя болтами и закрыт крышкой с резиновым колпаком.

Ползун соединен с валом управления специальным установоч- ным винтом, который периодически подтягивайте.

Вал управления соединяется с ползуном коробки передач с по- мощью упругой резиновой муфты, которая вкручивается наконеч- ником в вал управления и контрится гайкой с зубчатой шайбой.

Вторым концом муфта соединяется с ползуном коробки передач болтом с гайкой. Гайка шплинтуется.

Механизм переключения передач регулируется на заводе при сборке. Однако в процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в снятии и последующей регулировке механизма.

Для правильной установки механизма:

1. Установите вал управления и корпус механизма в туннель кузова и соедините вал управления с ползуном механизма стопор- ным болтом.

2. Заверните болты крепления механизма к туннелю, но не за- тягивайте их.

3. Установите пылезащитный колпак в отверстие заглушки тун- неля и вверните муфту 8 (см. рис. 51) в вал управления до размера приблизительно 13 мм между торцом вала и плоскостью муфты.

4. Присоедините второй конец муфты к ползуну 11 коробки передач, затяните гайку 13 до отказа и зашплинтуйте.

5. Установите корпус механизма переключения передач так,

Рис 51 Механизм управления коробкой передач

1 — рукоятка рычага 2 — рычаг 3 — кожух 4 — крышка 5 — болт стопорный 6 — вал управления 7 — колпак пылезащитный 8 — соединительная упругая муфта 9 — контр- гайка 10 — болт 11 — ползун коробки передач 12 — шайба 13 — гайка 14 — шплинт, 15 — втулка опорная 16 — вкладыш опорной втулки 17 — гайка 18 — шплинт 19 — чашка нижняя 20 — чашка верхняя 21— пружина 22 — ползун 23 — пружина 24 — кожух тун- неля 25 — болт крепления корпуса к туннелю 26 — корпус

чтобы рычаг переключения передач был перпендикулярен плоскости туннеля кузова, и затяните болты крепления корпуса механизма к туннелю

6 Затем установите рычаг переключения передач в положение, при котором включается задний ход, но не включайте его

Ползун коробки передач с муфтой поверните так же в положение: для включения заднего хода (при виде на ползун со стороны вала управления ползун следует повернуть против часовой стрелки)

В таком положении, придерживая ключом вал, затяните контргайку 9

7 Проверьте четкость, легкость и полноту включения передач и при необходимости подрегулируйте

После регулировки болты крепления корпуса механизма затя- ните до отказа, установите на место крышку и пылезащитный резиновый колпак

Уход за механизмом переключения передач заключается в пе- риодической по мере надобности, проверке положения рычага переключения передач и подтяжке соединений.

Смазка механизма производится при сборке на заводе, однако в процессе эксплуатации при разборке рекомендуется смазать тру- щиеся детали графитной смазкой

Неисправности механизма переключения передач и способы их устранения

Непременным условием четкого и легкого включения всех пере- дач является надежная затяжка стопорного болта ползуна и вала управления, затяжка и шплинтовка гайки болта, соединяющего муфту с ползуном коробки передач, затяжка контргайки, муфты, а также положение корпуса механизма переключения передач под углом 90° к плоскости туннеля кузова

В процессе эксплуатации в результате ослабления креплений и естественного износа могут наблюдаться затруднения в переклю- чении передач, а также неисправности, причины которых и способы устранения приводятся ниже ,

Причина неисправности

Способ устранения

Затруднено включение или не включаются 1-я и 2-я или 3-я и 4-я передачи и задний ход

1 Ослабла затяжка гайки болта крепления муфты

1 Расшплинтовать и подтянуть гайку. После подтяжки зашплинтовать

2 Ослабла затяжка стопорного болта ползуна и вала управления

2 Снять крышку с туннеля и торцо- вым ключом подтянуть стопорный болт.

3 Ослабла затяжка контргайки муфты

3 Установить рычаг переключения пе- редач в положение, при котором вклю- чается задний ход, но не включать его Ползун коробки передач с муфтой по- вернуть также в положение включения заднего хода и, придерживая ключом вал, затянуть контргайку

Не включаются или включаются неполностью 1-я и 3-я передачи

4 Корпус механизма переключения передач смещен назад

4 Снять крышку механизма Отпустить болты крепления корпуса механизма к тоннелю и передвинуть его вперед так, чтобы включение передач было четким Закрепить корпус, поставив крышку на место

Не включаются или включаются неполностью 2-я и 4-я передачи и задний ход

5 Корпус механизма переключения передач смещен вперед

5 Выполнить операции, описанные вы- ше, переместив корпус механизма назад

Причина неисправности

Способ устранения

Самовыключение передач во время движения

6 Смещение корпуса механизма пе- реключения передач.

6. Отрегулировать и закрепить корпус механизма в правильном положении, сместив его в сторону самовыключаю- щейся передачи, проверить четкость включения всех передач

7. Износ фиксаторов штоков, вилок переключения передач, деформация пружин, прихват шариков.

7. Снять крышку фиксаторов штоков (см рис 50, поз 10), вынуть пружины и шарики, проверить их состояние; де- формированную пружину отрихтовать и перевернуть. Проверить состояние лунок на штоках, при повышенном износе заменить штоки или отремонтировать лунки.

Не включается 1-я передача

8. Прихват шестерни 1-й передачи на шлицах муфты. 9. Забиты торцы зубьев шестерен 1-й передачи (может произойти в ре- зультате неправильного включения передачи на ходу).

8, 9 Разобрать, устранить заедание или заменить изношенные детали.

Одновременно включаются две передачи (1-я и 3-я или 2-я и 4-я)

10. Износ замка штоков 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передач.

10 Разобрать, заменить изношенные замки штоков.