logo search
Zaz-965А-965АБ

Разборка двигателя

Частичная разборка двигателя (к примеру — в объеме, необхо- димом для смены поршневых колец) может быть произведена, при определенном навыке, без съема двигателя с автомобиля.

Однако условия ремонта в каждом отдельном случае могут потребовать снятие двигателя или всего силового агрегата (см. раз- дел «Демонтаж силового агрегата»).

Типовая последовательность разборки двигателя приводится ниже.

1. Слейте масло из картера двигателя.

2. Отверните два болта крепления брызговика к глушителю и коллектору.

3. Отпустите болты стяжных хомутов выпускных труб и снимите вначале поперечную трубу, а затем глушитель и коллектор.

4. Отверните четыре болта крепления брызговика к поддону картера двигателя и снимите брызговик

5. Снимите воздушный фильтр.

6. Снимите бензопровод от бензонасоса к карбюратору.

7. Снимите трубку вакуумного регулятора от распределителя к карбюратору.

8. Снимите карбюратор.

9. Отсоедините провода от индукционной катушки.

10. Снимите провода высокого напряжения.

11. Отверните винты и снимите кожух вентилятора вместе с ин- дукционной катушкой. Снимать кожух следует осторожно, чтобы не повредить проводов генератора.

12. Отверните болты крепления ленты направляющего аппа- рата вентилятора, снимите ремень и вентилятор с генератором в сборе.

13. Отверните гайки крепления и снимите впускную трубу. Сохраните прокладки на каждой из головок; при необходимости их замены не нарушайте общую толщину набора прокладок.

14. Отверните гайки крепления крышек головок цилиндров и снимите их.

15. Отверните гайки крепления валиков коромысел и снимите валики с коромыслами в сборе.

Снимите наконечники с выпускных клапанов.

После выполнения предыдущих операций можно приступать к снятию головок цилиндров.

Гайки головок цилиндров необходимо отворачивать только тор- цовым ключом, а внутренние гайки с заглушками отворачивайте только специальным торцовым ключом с диаметром головки не более 23 мм, в противном случае возможна поломка направляю- щих клапанов и в особенности выпускных.

Для отворачивания указанных гаек можно использовать спе- циальный ключ для гаек крепления стартера (из комплекта шофер- ского инструмента), вставив в него удлинитель.

16. Отпустите сначала все гайки головки цилиндров на пол- оборота в порядке, указанном на рис. 24, а затем полностью отвер- ните их и снимите шайбы под гайки.

17. Затем вы легкими ударами молотка через деревянную про- ставку по впускным патрубкам или под место крепления впускной трубы строньте головку и, взявшись руками за патрубки, сни- мите ее.

Вынимать толкающие штанги перед снятием головки не реко- мендуется, чтобы не рассыпались пружины и шайбы кожухов, штанг.

18. После снятия головки снимите уплотнители, пружины и штанги, а также дефлектирующие щитки между цилиндрами.

19. Аналогичные операции выполните со второй головкой.

Примечание. При снятии толкающих штанг пометьте их, чтобы не на- рушать приработку штанг с толкателями и болтами коромысел.

20. Отверните болты крепления поддона картера и снимите его осторожно, чтобы не повредить прокладку.

21. Отверните болт крепления приемника масла к средней пере- городке картера и, слегка проворачивая, выведите его из масля- ного канала.

22. Расшплинтуйте гайки всех шатунных болтов и отверните их торцовым ключом с головкой на 13 мм.

Перед снятием крышек шатунов необходимо проверить наличие установочных меток. Завод наносит электрографом установочные метки (номера цилиндров) на шатунах и крышках шатунов.

Если метки плохо видны, нужно пронумеровать шатуны и их крышки, выбивая номер цилиндра или соответствующее количество кернов, рисок и т. п.

Крышка шатуна и шатун обработаны совместно.

Переставлять крышку с одного шатуна на другой или перево- рачивать ее на шатуне нельзя.

23. Дальнейшую разборку удобно производить, установив дви- гатель маховиком вниз.

24. Снимите крышку шатуна первого цилиндра; легкими уда- рами молотка через деревянную проставку по верхнему торцу ци- линдра раскачайте его и снимите вместе с поршнем и шатуном; установите крышку на место и заверните гайки.

Проследите за тем, чтобы не повредить вкладышей нижней головки шатуна.

25. Снимите остальные цилиндры с поршнями, соответственно пометив их, и установите на место крышки и гайки.

26. Выньте поршни с шатунами из цилиндров, снимите кольца с поршней и тщательно промойте все детали.

После мойки и сушки деталей проверьте их состояние.

Смена поршневых колец

Поршневые кольца заменяются при зазоре в стыке кольца, вставленного в цилиндр более 1,8—2 мм.

Для замены изношенных поршневых колец в запасные части поставляются кольца стандартного размера.

Перед постановкой колец на поршень необходимо очистить от нагара днище поршня и канавки для колец, а также прочистить маслоотводные отверстия, расположенные в канавке маслосъем- ных колец. Очистку канавок от нагара удобно производить старым поломанным поршневым кольцом, соблюдая при этом осторож- ность, чтобы не повредить канавку.

Затем тщательно промойте новые кольца от масла, вниматель- но осмотрите каждое кольцо и рассортируйте их по комплектам для каждого цилиндра.

Проверьте величину зазора в замках колец, вставив каждое кольцо из комплекта в соответствующий цилиндр и несколько про- толкнув его днищем поршня.

Зазор не должен быть менее 0,25 мм и не более 0,55 мм.

Рис. 43. Установка поршневых колец и расположение их замков: 1 — верхнее компрессионное кольцо (хромированное, кромки тупые), 2 — нижнее компрес- сионное кольцо (луженое, кромки острые), 3, 4 — маслосъемные кольца, 5 — поршень.

Римскими цифрами указано расположение стыков соответствующих колец.


При необходимости припилите стыковые поверхности колеи до

получения нормального зазора в замке. Надевать новые кольца на поршни нужно очень осторожно, чтобы их не поломать и не деформировать.

Наиболее удобно надевать кольца при помощи специального приспособления, или пользуясь тремя металлическими пластинка- ми толщиной 0,5 мм, шириной 6—8 мм и длиной 50 мм, по кото- рым сдвигают кольца вдоль поршня.

Установку начните с нижнего маслосъемного кольца, одев его предварительно на верхний поясок поршня. Расположение колец показано на рис. 43.

В нижнюю канавку устанавливаются два маслосъемных коль- ца, на наружной поверхности которых выполнена проточка, кото- рая при монтаже должна быть обращена вниз.

Верхнее компрессионное кольцо хромированное с тупыми кром- ками, нижнее — луженое с острыми кромками. На внутренней поверхности компрессионных колец выполнена фаска, которая при монтаже должна быть обращена вверх.