Генераторная установка
Автомобиль оборудован генераторной установкой переменного тока, состоящей из генератора Г-501 (или Г-502, см. стр. 212), селенового выпрямителя В-310, реле-регулятора РР-310 и реле бло- кировки РБ-1.
Применение генераторной установки переменного тока гаран- тирует нормальную зарядку аккумуляторной батареи (при одновременном включении всех потребителей тока).
Генератор Г-501 является 3 — фазной синхронной электрической машиной.
Установлен генератор в расточке направляющего аппарата вен- тилятора и крепится к нему тремя болтами 4 (см. рис. 82).
Привод генератора осуществляется от шкива вентилятора.
Рис. 82. Крепление генератора к направляю- щему аппарату вентилятора: 1 — винт; 2 — шайба, 3 — колпак, 4 — болт, 5 — на- правляющий аппарат, 6 — вентилятор; 7 — генератор.
От осевого смещения колпак удерживается шайбой 2, которая крепится к генератору винтами /.
Между колпаком, шайбой и крышкой имеются зазоры, обеспе- чивающие свободное вращение генератора с направляющим аппа- ратом относительно колпака.
Техническая характеристика генератора
| |
Номинальная мощность
| 250 вт
|
Номинальное напряжение
| 12 в
|
Номинальная сила тока
| 20 а
|
Число пар полюсов
| 6
|
Номинальная скорость вращения при возбуждении в холодном состоянии без нагрузки
| не более 1100 об!мин
|
Номинальная скорость вращения при возбуждении с номинальной нагрузкой
| не более 2500 об/мин
|
Максимальная скорость вращения
| 7000 об/мин
|
Ток возбуждения обмотки ротора в номинальном режиме (при 4300 об/мин и токе 20 а)
| не более 1,1 а
|
Величина давления щеточных пружин
| 210—270 г
|
Уход за генератором. Для обеспечения надежной работы гене- ратора в эксплуатации необходимо ежедневно проверять исправ- ность генераторной установки по контрольной лампе на панели приборов.
I
На малых оборотах двигателя контрольная лампа не горит.
Контрольная лампа контролирует лишь работу генератора и показателем зарядки аккумуляторной батареи не является.
Степень зарядки батареи контролируется по ее состоянию (пуск стартером, свет фар и т. д.).
Если при работе двигателя контрольная лампа горит, это сви- детельствует о неисправности генератора или реле блокировки.
Перед каждым выездом проверяйте натяжение приводного ремня.
При сильно натянутом ремне происходит преждевременный износ подшипников и ремня; слабое натяжение приводит к про- буксовке, что вызывает недостаточный заряд аккумуляторной ба- тареи и перегрев двигателя.
Через каждые 6000 км пробега:
1. Проверить надежность крепления соединительных проводов генератора и селенового выпрямителя.
2. Продуть генератор сухим сжатым воздухом, отсоединив вен- тиляционный шланг.
3. Проверить крепление генератора к направляющему аппарату вентилятора, предварительно сняв кожух охлаждения и колпак с вентиляционным патрубком.
Проверить надежность крепления проводов к клеммам генера- тора и особенно клеммы «Ш» (желтый провод) и недопустимость замыкания наконечника провода на «массу», в противном случае произойдет сгорание обмотки реле-регулятора РР-310.
После пробега 30 000 км снимите генератор с направляющим аппаратом с двигателя и произведите его частичную разборку для профилактического осмотра.
1. Снимите колпак, отвернув винты крепления крышки. Снятие колпака проводите осторожно, чтобы не повредить провода к генератору.
2. Отсоедините провода от клемм генератора.
3. Отверните три болта крепления генератора к направляю- щему аппарату и легкими ударами молотка через деревянную проставку по крышке со стороны щеток удалите генератор с венти- лятором из направляющего аппарата.
4. Отверните гайку, крепящую шкив вентилятора, и с помощью съемника (рис. 83) снимите шкив с вентилятором. Снимите шпон- ку и втулочку.
5. Тщательно очистите генератор от пыли и грязи и продуйте его сжатым воздухом.
Мыть генератор бензином запрещается, так как будет нарушена изоляция обмоток статора и произойдет замыкание.
6. Отверните винты, крепящие щеткодержатели к крышке, и проверьте состояние щеток и легкость их перемещения в щетко-
Рис. 83. Съемник для снятия рабочего колеса вентилятора с вала
генератора:
1 — болт М12 х 60,2 — съемник; 3 — болт М8 х 15; 4 — ступица рабочего колеса вентилятора, 5 — рабочее колесо вентилятора.
держателях; при обнаружении заедания устраните его путем растя- жения пружин или зачисткой отверстия.
Проверьте высоту щеток.
Щетки высотой менее 10—11 мм замените новыми, притерев их предварительно до радиуса 15 мм.
7. Протрите контактные кольца через отверстия от пыли и грязи. Если на поверхности колец обнаружен нагар, их следует протереть чистой тряпкой, не оставляющей волокон, слегка смочен- ной бензином.
В случае сильного нагара зачистку колец можно произвести полоской мелкой стеклянной шкурки на матерчатой основе, натя- нутой на торец карандаша.
Ротор при этом необходимо вращать.
Для выведения борозд на кольцах требуется разборка гене- ратора.
После зачистки колец их необходимо тщательно протереть и продуть сжатым воздухом.
8. Проверьте наличие смазки в подшипниках путем осторож- ного удаления пинцетом с плоским концом наружного резинового уплотнителя. Вводить пинцет следует под кромку уплотнения, контактирующую с канавкой внутреннего кольца.
Для удаления уплотнителя из подшипника со стороны контакт- ных колец следует предварительно снять шайбу, крепящуюся вин- тами с потайной головкой. Если смазки мало, промойте подшип- ники чистым бензином, просушите и заполните их смазкой Л3158.
При отсутствии указанной смазки можно применить смазку ЦИАТИМ-201, однако периодичность последующего добавления такой смазки не более как через 10000—12000 км пробега авто- мобиля.
Заполнять подшипники смазкой следует на 70% объема между обоймами, в противном случае смазка может выжать уплотнители. Во время наполнения подшипников смазкой рекомендуется прокру- чивать вал ротора.
После заполнения подшипников смазкой установите уплотни- тели на место и произведите дальнейшую сборку генератора.
9. Подтяните стяжные шпильки генератора. Полную разборку генератора производите при необходимости ремонта или замены деталей и, желательно, в специализированных мастерских.
- Внимание!
- Общие данные
- Двигатель
- Рулевое управление
- Тормоза
- Электрооборудование
- Оборудование
- Заправочные емкости и нормы
- Регулировочные данные
- Пользование автомобилем
- Багажник
- Моторный отсек
- Пуск двигателя
- Пуск теплого двигателя
- Остановка двигателя
- Обкатка нового автомобиля
- Основные правила обкатки
- После пробега первых 500 км
- После пробега первых 1000 км
- После пробега первых 2000 км
- Расход топлива
- Обслуживание автомобиля
- Шоферский инструмент
- Заправка топлива
- Смазка шасси автомобиля
- Смазка кузова автомобиля
- Периодичность операций ухода
- Ежедневно перед выездом
- Через каждые 1000 км пробега
- Через каждые 2000 км пробега
- Через каждые 6000 км пробега
- Через каждые 12 000 км пробега
- Силовой агрегат
- Двигатель
- Разборка двигателя
- Смена поршней
- Притирка клапанов
- Силовая передача
- Коробка передач
- Главная передача
- Демонтаж силового агрегата
- Полуоси
- Ступицы задних колес
- Рулевое управление Рулевой механизм
- Передняя подвеска
- Регулировка схода колес
- Сборка передней подвески
- Ступицы передних колес
- Задняя подвеска
- Тормоза Ножные тормоза
- Ручной привод тормоза
- Эксплуатация и хранение шин
- Хранение шин
- Электрооборудование
- Аккумуляторная батарея
- Генераторная установка
- Селеновый выпрямитель в-310
- Реле-регулятор рр-310
- Реле блокировки рб-1
- К сведению потребителей!
- Контрольная лампа не загорается при включении зажигания
- Омыватель ветрового стекла
- Уход за окраской кузова, декоративными деталями и обивкой
- Отопление
- Техническая характеристика бензонасоса
- Буксировка автомобиля
- Хранение автомобиля
- Автомобиль заз-965аб
- Органы управления
- Вождение автомобиля
- Приложение
- Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций
- Содержание
- 1968 Г. Бумага 60 х эо'/ш № 3. Печ. Листов 13,75. Учетно-изл.