4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации
Техническое обеспечение современного светораспределения систем освещения и сигнализации представляет собой достаточно сложную компромиссную задачу. Сложность задачи заключается в том, что для обеспечения безопасности и рентабельности перевозок в ночное время суток, т. е. перевозок с достаточно большими скоростями, необходимо при относительно малой мощности источников света (максимально 90 Вт) с низкой светоотдачей (максимально 13,5 лм с 1 Вт), ограниченных мощностью современных автомобильных источников питания (аккумуляторов, генераторов), добиваться не только большой силы света до 150 000 кд и более, но и распределятьсветовой пучок неравномерно.
При этом должны обеспечиваться необходимая дальность видимости в том или ином направлении, нужная яркость адаптации, исключение ослепления водителей встречных транспортных средств. Для системы сигнализации необходимо обеспечение равномерной яркости, комфортности восприятия и полноты световой информации о режиме движения и маневре.
Естественно, что иногда необходимо сконцентрировать световой поток источника света, распределив его затем нужным образом в требуемых направлениях. В ряде случаев достаточно только перераспределить его и изменить цвет излучения, в некоторых случаях функции концентрации светового потока и его распределения можно объединить. Поэтому, в зависимости от характера создаваемого светораспределения, принципы его формирования могут быть различными.
Окончательно светораспределение формируется рассеивателем, изготавливаемым из оптически прозрачного материала. На внутренней поверхности рассеивателя выполняются преломляющие элементы различной конфигурации, при помощи которых добиваются перераспределения сконцентрированного отражателем светового пучка источника света по нужным направлениям.
Концентрация светового потока источника света обеспечивается в традиционных конструкциях фар и фонарей параболоидным отражателем. Параболоидная форма отражающей поверхности наиболее приспособлена для выполнения этой функции, так как основной характеристикой такой поверхности является равноудаленность ее точек от фокуса и плоскости, проходящей через директрису. Поэтому, если в фокус параболоида поместить источник света достаточно малых размеров, лучи от источника света, падающие на его рабочую поверхность, будут отражаться в соответствии с законами геометрической оптики и распространяться вдоль оптической оси отражателя в пределах малого угла 2α, обусловленного размерами тела накала. На рис. 4.1 показано распределение светового потока реальным отражателем и распределенным источником света.
Рис.4.1
На отражатель попадает не весь световой поток источника света, а его часть
Если пренебречь потерями на отражение, считая, что Ф1 = Ф2, получим
I1срω1 = I2срω2, а так как ω1 ≥ ω2, то сила света отраженных лучей существенно возрастает по сравнению с силой света источника. Очевидно, что чем больше значение ω1, или, как это показано на рис. 4.2, угол охвата 2φ, тем выше степень использования светового потока. Однако, поскольку φ является функцией диаметра D и фокусного расстояния f, его эффективное значение определяется как альтернативное между большим диаметром, ограниченным конструктивными, экономическими и эстетическими соображениями, и малым фокусным расстоянием, обусловливающим увеличенную глубину и тем самым затрудняющим штамповку.
Рис.4.2.
В современных конструкциях фар угол охвата 2φ, как правило, не превышает 240°, что соответствует использованию 75% светового потока равномерно излучающего источника.
Степень концентрации светового потока можно уменьшить расфокусировкой тела накала, т. е. изменением его положения относительно точки фокуса и соответствующим изменением хода лучей.
- Оглавление
- Предисловие
- Тема1. Система электроснабжения
- 1.2.3. Характеристики генераторов переменного тока
- 1.4. Автоматическое регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля
- 1.4.2. Регуляторы напряжения
- 1.5.7. Способы заряда аккумуляторных батарей
- 1.5.8. Параллельная работа генератора и аккумуляторной батареи. Зарядный баланс
- Глава 2. Система пуска
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска
- 2.3. Устройство и принцип действия стартера
- 2.3.5. Электрические схемы управления стартером
- 2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Система зажигания
- 3.2. Классификация батарейных систем зажигания
- 3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры
- 3.4. Классическая система зажигания
- 3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания
- 3.5.1. Общие сведения
- 3.5.2. Замыкание контактов прерывателя
- 3.5.3. Размыкание контактов прерывателя
- 3.5.4. Пробой искрового промежутка свечи
- 3.6. Характеристики классической системы зажигания
- 3.6.1. Факторы, влияющие на вторичное напряжение, развиваемое системой зажигания
- 3.6.2. Энергия искрового разряда
- 3.6.3. Недостатки классической системы зажигания
- 3.7. Электронные системы зажигания
- 3.7.1. Основные направления создания перспективных систем зажигания
- 3.7.2. Особенности рабочего процесса транзисторной системы зажигания
- 3.7.3. Принципы построения узлов бесконтактных систем зажигания для автомобильных двс
- Магнитоэлектрические датчики.
- Направление
- 3.7.4. Электронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя
- 3.7.5. Особенности конструкций аппаратов электронных систем зажигания для автомобильных двигателей
- 3.7.6. Преимущества электронных систем зажигания
- 3.8. Искровые свечи зажигания
- 3.8.1. Общие сведения
- 3.8.2. Условия работы свечи на двигателе
- 3.8.3. Устройство свечей зажигания
- 3.8.4. Тепловая характеристика и маркировка свечей
- 3.9. Диагностирование систем зажигания
- Глава 4. Системы освещения и сигнализации
- 4.1. Общие сведения
- 4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации
- 4.3. Классификация систем освещения
- 4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар
- 4.5. Конструкция современных головных фар
- 4.6. Противотуманные фары
- 4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
- 47.1. Общие сведения
- 4.7.2. Габаритные огни
- 4.7.3. Сигналы торможения
- 4.7.4. Указатели поворота и их боковые повторители
- 4.8. Конструкция светосигнальных приборов
- 4.9. Источники света
- 4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Информационно-диагностическая система
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Контрольно-измерительные приборы
- 5.2.1. Приборы измерения давления и разрежения
- 5.2.2. Приборы измерения температуры
- 5.2.3. Приборы измерения уровня топлива
- 5.2.4. Приборы контроля зарядного режима
- 5.2.5. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
- 5.3. Бортовая система контроля
- 5.4. Система встроенных датчиков
- 5.5. Маршрутные компьютеры
- 5.6. Автомобильные навигационные системы
- 5.7. Панели приборов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Электронное управление двигателем
- 6.2.1. Электронные системы управления топливоподачей бензиновых двигателей
- 6.2.2. Экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением
- 6.2.3. Электронные системы управления, топливоподачей дизелей
- 6.2.4. Основные компоненты эсау двигателем Электробензонасосы
- Электроуправляемые форсунки
- Исполнительные механизмы управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу
- Датчики для определения нагрузки двигателя
- Датчики частоты вращения и положения коленчатого и распределительного валов
- Датчик кислорода
- Датчики температуры
- Датчик детонации
- Главное реле и реле бензонасоса
- 6.3. Электронное управление подвеской
- 6.4. Электронные антиблокировочные системы
- Принцип действия системы и типы абс
- Способы диагностирования
- 6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением
- 6.6. Электронное управление положением фар
- 6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем
- 6.8. Автоматическая блокировка дверей
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Вспомогательное электрооборудование
- 7.1. Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
- 7.2. Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
- 7.3. Звуковые сигналы
- 7.4. Электронные противоугонные системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура
- 8.1. Общие сведения
- 8.2. Коммутационная аппаратура
- 8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов
- 8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля
- 8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы